Версия для слабовидящих
Удмуртия станет модельным регионом по подготовке кадров для промышленности и реального сектора экономики

Удмуртия станет модельным регионом по подготовке кадров для промышленности и реального сектора экономики

13.03.2020
Сегодня в Государственном Совете состоялось расширенное заседание организационного комитета по подготовке выездного заседания Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке и Комиссии Совета законодателей при Совете Федерации по науке, культуре и образованию в Удмуртии.
Основным вопросом заседания станет законодательное сопровождение подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей экономики, формирование человеческого капитала будущего. В Удмуртию депутаты нижней палаты парламента России и руководители законодательных собраний регионов страны прибудут в сентябре, но подготовка к всероссийскому совещанию началась уже сейчас. 
В заседании Оргкомитета приняли участие Председатель Государственного Совета Алексей Прасолов, член Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке Алексей Загребин, руководитель Аппарата Комитета по образованию и науке ГД Павел Кондрашов, депутаты республиканского парламента, руководители и представители министерств и ведомств, промышленных предприятий и образовательных учреждений республики, научного сообщества. 
Открывая заседание спикер парламента республики Алексей Прасолов подчеркнул, что сегодняшняя встреча направлена на определение круга вопросов, которые требуют решения в сфере кадровой политики страны, проблем и трудностей, которые необходимо преодолеть, чтобы обеспечить отрасли квалифицированными сотрудниками, а людям предоставить достойную работу. 
Депутат Государственной Думы России Алексей Загребин отметил, что кадровый голод знаком, без преувеличения, каждому руководителю предприятия. Вопросы развития кадрового потенциала необходимо решать комплексно, с участием законодательной, исполнительной власти, образовательных организаций и предприятий промышленного сектора. 
«От того, как мы каждый на своем месте, будь то законодательная, исполнительная власть, либо промышленные предприятия, учреждения образования разного уровня качественно подойдем к этой ситуации, от этого будет зависеть будущее в самом прямом смысле… Технологический прорыв не может быть осуществлен без интеллектуального основания, а это, прежде всего, наше высшее образование, оно работает на основании среднего профессионального образования, начального профессионального образования, общего и дополнительного образования», - сказал депутат, добавив, что для профильного Комитета Госдумы такая выездная работа – это эффективный инструмент для получения обратной связи от регионов, обмена мнениями и предложениями по законодательному регулированию профильных сфер, а также изучение регионального опыта реализации государственной политики в конкретных направлениях. 
Руководитель Аппарата Комитета Госдумы по науке и образованию Павел Кондрашов отметил, что ключевой задачей парламентариев Госдумы, наряду с законотворчеством, является мониторинг правоприменительной практики и парламентский контроль, нацеленный на выявление пробелов и слабых мест в законодательстве, сложностей, с которыми сталкиваются при исполнении законов для дальнейшего совершенствования нормативной базы. 
Среди основных тем, которые депутаты Госдумы планируют обсудить в Удмуртии, - обеспечение технологического прорыва, кооперация вузов, учреждений науки и предприятий реального сектора экономики для реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств, развитие научно-образовательных центров, центров профподготовки Wordskills и иные форматы взаимодействия предприятий и образовательных организаций с точки зрения повышения качества подготовки специалистов, а также функционирование центров развития творческих способностей детей.
Заместитель министра образования и науки Удмуртии Ирина Крохина отметила актуальность вопросов, которые планируется рассмотреть на сентябрьском заседании. Она сообщила, что специфика системы образования в республике - преобладание сельских школ, 406 из 572 общеобразовательных учреждений региона находятся на селе. 134 школы реализуют программы профильного обучения, набирает обороты дополнительное образование, которое становится логическим продолжением основных образовательных программ. 
«Здесь в образовательный процесс включаются наши профильные партнеры, которые ведут своих будущих потенциальных сотрудников, начиная со школы. Наши крупные предприятия открывают свои профильные классы», - сказала она, добавив, что школьники Удмуртии активно участвуют в федеральных образовательных проектах, таких как «Проектория», «Билет в будущее», растет число участников открытых онлайн-уроков и онлайн-тестирования, которое помогает детям и подросткам выявить сферу своих профессиональных интересов. Сегодня Удмуртия входит в топ-10 активных участников проектов. 
У школьников есть интерес к производственной практике на предприятиях, однако не все предприятия готовы принять будущих специалистов на практику. Это связано, прежде всего, с условиями, установленными федеральным законодательством, регулирующим сферу организации труда несовершеннолетних. 
Эта тема волнует и представителей промышленных предприятий. Круг вопросов, которые необходимо решить, в том числе, в сфере законотворчества, обозначили представители флагманов промышленного производства региона – Ижевского мотозавода «Аксион-холдинг», Ижевского электромеханического завода «Купол», Ижевского радиозавода. 
Насущный вопрос - система стратегического планирования и определение потребности отраслей в специалистах – волнует и предприятия, и образовательные организации. Прогресс идет стремительно, и определить на долгосрочную перспективу, какие специалисты будут востребованы в той или иной отрасли экономики через несколько лет часто не представляется возможным, соответственно, теряет смысл долгосрочная профориентация и профподготовка.
Кроме того, актуальна потребность системной целенаправленной подготовки преподавателей вузов, совершенствование системы целевого приёма, закрепление и удержание молодых специалистов, часть из которых, даже пройдя профессиональную долгосрочную подготовку, уезжают работать в другие регионы. 
Среди вопросов, которые озвучили руководители высших учебных заведений республики, - необходимость учета специфики вузов при реализации инфраструктурных проектов, направленных на улучшение материальной базы, совершенствования межбюджетного взаимодействия, законодательной поддержки предприятий, размещающих в вузе свои кафедры, привлечение специалистов-практиков, увеличения контрольных цифр приема для региональных вузов, готовящих преподавателей-предметников по естественнонаучным и физико-математическим дисциплинам, а также увеличение бюджетного финансирования для приоритетных специальностей и усиление мер поддержки для молодых ученых и преподавателей.
Все эти вопросы, а также предложения, высказанные участниками рабочего совещания, безусловно, актуальны, и требуют более детального обсуждения и проработки, отметил Председатель Госсовета Алексей Прасолов, чтобы на сентябрьском совещании по каждой теме были приняты конкретные решения. 
«Мы сегодня затронули темы подготовки, начиная с детских садов, школы, СПО, вузы и работы на наших предприятиях, - сказал он в ходе общения с представителями СМИ, - Ещё один вопрос, который сегодня обсудили – это подготовка преподавателей для высших учебных заведений, это кандидаты наук, доктора наук, чтобы мы в республике могли качественно организовать подготовку кадров. Необходимо уже сейчас выявить имеющиеся проблемы, которые хотелось бы вынести на сентябрьское совещание, чтобы уже там совместно их разрешить».
Депутат профильного Комитета Госдумы Алексей Загребин подчеркнул, что Удмуртия для проведения выездного заседания федеральных законодателей была выбрана не случайно. 
«Удмуртская Республика традиционно развивается как регион, в котором находятся предприятия высоких технологий. Инновационная экономика в нашем крае имеет хорошее базовое основание и высокие потенциальные стартовые возможности. Мы как законодатели должны создать, прежде всего, правовые нормы, возможности правового регулирования, которые будут способствовать её развитию. Конечно, не только в рамках Удмуртии, а в рамках всей страны. Но Удмуртия будет интересна именно как эталонный регион, модельный регион, который представляет свои наработки, анализирует и тестирует возможности, делится опытом», - сказал депутат.
«Мы планируем построить работу именно таким образом, чтобы по тем проблемам, которые прозвучали сегодня на совещании, мы смогли выработать конкретные предложения по их решению. И комитет смог бы довести эти предложения до органов власти и дальше в рамках парламентского контроля добиваться их практической реализации. В любом случае нормы принимаемых законов должны соответствовать тем сегодняшним вызовам, с которыми мы сталкиваемся на практике. Сегодняшняя встреча — это практически инструмент подготовки будущих рекомендаций, которые станут предметом рассмотрения участниками круглого стола в сентябре», - резюмировал Павел Кондрашов.
Сегодня же в рамках визита парламентарии посетили акционерное общество «Ижевский мотозавод «Аксион - холдинг» и Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, где обсудили практику целевой подготовки кадров для промышленности, методы и формы взаимодействия учебных заведений республики с потенциальными работодателями выпускников.  

Возврат к списку