Версия для слабовидящих
Музей

Музей истории представительных органов власти Удмуртской Республики

Распоряжение Руководителя Аппарата Государственного Совета Удмуртской Республики от 30 декабря 2013 года №196 «О проведении экскурсий в Государственном Совете Удмуртской Республики»

Первым шагом на пути к созданию музейной экспозиции стало открытие портретной галереи руководителей Верховного Совета УАССР и Государственного Совета Удмуртии весной 2005 года. Тогда же была развёрнута небольшая выставка исторических документов, экспонатов, связанных с деятельностью парламента Удмуртии.

В 2009 году принято решение о создании в Государственном Совете музейной экспозиции истории представительной власти в нашей республике. Материалы экспозиции построены по принципу отображения истории представительных органов власти Удмуртии.

Открытие музея истории представительных органов власти Удмуртии в республиканском парламенте состоялось 30 марта 2010 года в день пятнадцатилетия проведения первых выборов в Государственный Совет Удмуртской Республики.

Творческой группой проделана большая поисковая работа в архивных фондах. В экспозиции использованы документы архива Аппарата Государственного Совета Удмуртской Республики, материалы фондов Национального музея Удмуртской Республики им. Кузебая Герда, Центрального государственного архива Удмуртской Республики, Центра документации новейшей истории Удмуртской Республики, фотоматериалы пресс-службы Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики, пресс-службы Государственного Совета Удмуртской Республики.

Документы и фотографии, представленные, охватывают более чем столетний период: с момента создания земских учреждений на территории Вятской губернии и до сегодняшних дней - деятельности Государственного Совета республики шестого созыва.

Материалы первого раздела «Истоки парламентаризма» (1867-1917 гг.) рассказывают о роли и значении земств в развитии начал местного самоуправления. Основу представительных органов власти в Удмуртии заложили российские буржуазные реформы 1860-1870-х гг. 1 января 1864 года императором Александром II утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Земство было призвано решить 3 главные задачи: культурно-хозяйственное преобразование регионов; формирование на этой основе общественного единства и согласия; осуществление посреднической функции между государством и обществом. Земские учреждения в Вятской губернии начали создаваться лишь зимой - весной 1867 года. В связи с малочисленностью дворян, земские учреждения в губернии формировались из представителей других сословий, особенно крестьянства. Сфера деятельности земств определялась хозяйственными вопросами: устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, земских школ, больниц, богаделен и приютов, попечение о местной торговле, промышленности, взаимное страхование, местное продовольственное дело, ветеринарная служба, постройка церквей, содержание тюрем и т.д. В основу земского самоуправления был положен принцип самофинансирования.

В ходе первой буржуазно-демократической революции в России 17 октября 1905 года был подписан манифест о проведении выборов в Государственную Думу, нижнюю палату парламента, и придании ей законодательных функций, преобразовании существовавшего Государственного Совета в верхнюю палату. Выборы в Думу были многоступенчатыми. С одной стороны это давало преимущества состоятельным слоям населения, с другой стороны, гарантировало присутствие в Думе рабочих и крестьян. До 1917 года были избраны четыре Государственные Думы. В условиях подъёма революции создаются органы власти рабочих – Советы. В Ижевске в ноябре 1905 года был создан Совет рабочих уполномоченных в составе 146 человек. Основной задачей Совета стала защита интересов рабочих перед администрациями казённых заводов и частными фабрикантами. В декабре 1905 года бастующими рабочими Воткинска был избран Совет рабочих депутатов в составе 94 человек.

Второй раздел посвящён созданию государственности Удмуртии (1918-1921 гг.). 8 ноября 1918 года был создан Революционный гражданский Совет г. Ижевска (с 13 декабря 1918 года – Ижевской трудовой коммуны), как временный орган революционной власти в Ижевске и прилегавших к нему волостях. В разгар гражданской войны на территории Удмуртии с 15 июня 1919 года власть в Ижевске осуществлял революционный комитет (ревком), который занимался установлением революционного порядка, организацией Советов на территории Удмуртии, восстановлением хозяйственной и культурной жизни города, решал вопросы жилищно-коммунального хозяйства, продовольствия, финансов, здравоохранения, народного образования, благоустройства. 26 июля 1919 года были проведены выборы в Ижевский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, которому ревком передал административно-гражданскую власть.

Вопросы об организации удмуртской автономии обсуждались на I, II и III Всероссийских съездах удмуртов (1918, 1919 гг.), конференциях удмуртов-коммунистов, учителей-удмуртов, женщин-удмурток (1919, 1920 гг.). 4 ноября 1920 года Декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) была провозглашена Вотская Автономная Область (ВАО), а 5 января 1921 года утверждены её границы. С 9 февраля 1921 года вся полнота власти находилась в руках временного органа административной и гражданской власти - Революционного комитета ВАО (облревкома) в г. Глазове в составе 4 человек во главе с И.А.Наговицыным. В марте - апреле при нём созданы отделы: народного образования, социального обеспечения, юстиции, народной связи, земельный, здравоохранения, труда и управления, продовольственный комитет, статистическое бюро, экономическое совещание и административная комиссия. 10 июня 1921 года центр ВАО был переведён в Ижевск, куда переехал и облревком.

Третий раздел освещает деятельность съездов Советов (1921-1938 гг.) В Удмуртии декретом ВЦИК от 5 января 1921 года высшим органом власти был установлен съезд Советов. При ВЦИК утверждалось постоянное представительство ВАО. 20 июля 1921 года состоялся I Областной (Учредительный) съезд Советов, на котором был избран областной исполком ВАО. Его председателем стал И.А. Наговицын. За период существования ВАО (1920-1932 гг.) состоялось 11 областных съездов Советов, обсудивших 90 вопросов. Съезды проводили в жизнь все постановления высших органов Советской власти, принимали меры по развитию народного хозяйства, культуры, разрешали все вопросы, имеющие местное значение, осуществляли контроль над деятельностью всех местных Советов, избирали областной исполнительный комитет - высший орган государственной власти в период между съездами. Областные съезды Советов в 1921 и 1922 годах проходили 2 раза в год (июнь-июль и декабрь), с 1923 года – 1 раз в год.

1 января 1932 года ВАО переименована в Удмуртскую автономную область (УАО), 28 декабря 1934 года – в Удмуртскую АССР. После этого полномочия областного съезда Советов были переданы республиканскому съезду. 12 января 1935 года состоялся I съезд Советов УАССР, который избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) УАССР, высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган в период между съездами. До 1938 года состоялось 12 его сессий, обсудивших 40 вопросов. ЦИК УАССР работал сессионным порядком и был ответственен перед съездами Советов УАССР. Для работы в период между сессиями избирался Президиум, как постоянно действующий оперативный орган власти. За период 1935-1937 годов было проведено два республиканских съезда Советов. Проект Конституции УАССР утвердил 14 марта 1937 года II Чрезвычайный съезд Советов УАССР. После принятия Конституции УАССР полномочия республиканского съезда Советов были переданы Верховному Совету УАССР, впервые избранному 26 июня 1938 года. В связи с избранием Верховного Совета УАССР были упразднены ЦИК УАССР, Президиум и его комиссии.

Большой раздел посвящён деятельности Верховного Совета (1938 - 1995 гг.). Верховный Совет УАССР являлся главным представительным и единственным законодательным органом власти в республике. В его ведении находились: принятие Конституции УАССР и контроль за её исполнением, утверждение административно-территориального деления республики, народнохозяйственного плана, бюджета, нормативных актов Президиума, организация органов государственной власти и управления республики. Верховный Совет избирался сроком на 5 лет в количестве 200 депутатов. Верховный Совет избирал Председателя и двух его заместителей. Председатель руководил заседаниями Верховного Совета и ведал его внутренним распорядком. Верховный Совет работал посессионно, сессии созывались 2 раза в год Президиумом, внеочередные – по усмотрению Президиума или по требованию 1/3 депутатов. Впервые Президиум Верховного Совета УАССР был избран 25 июля 1938 года, он был постоянно действующим органом Верховного Совета, осуществлявшим его полномочия в период между сессиями. Президиум созывал сессии Верховного Совета, издавал указы, вносил изменения в действующие законодательные акты, толковал законы, отменял постановления и распоряжения Совета Министров УАССР и решения местных Советов народных депутатов.

Верховный Совет УАССР избирал постоянные комиссии и в необходимых случаях следственные, ревизионные и другие комиссии. Постоянные комиссии избирались на срок полномочий Верховного Совета УАССР в составе председателя и членов комиссии, были ответственны перед Верховным Советом и ему подотчётны. Деятельность их координировалась Президиумом Верховного Совета УАССР. Они избирались из числа депутатов для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета УАССР, а также для содействия проведению в жизнь законов УАССР и решений Верховного Совета УАССР и его Президиума, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов выборы в Верховный Совет не проводились, полномочия Советов первого созыва продлевались. В этот период значительно расширился круг обязанностей депутатов. На территории Удмуртии создавались военные формирования. Обеспечению нужд фронта были подчинены все отрасли экономики – промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Война заставила Советы решать ряд новых задач, внесла изменения в содержание работы сессий. На них стали рассматривать вопросы укрепления обороноспособности тыла. Перемещение в тыл огромных масс гражданского населения, промышленного оборудования, других материальных ценностей из прифронтовой полосы потребовало всемерного повышения провозной способности железных дорог. В 1942 году началось строительство железной дороги Ижевск-Балезино. В 1943 году делегация от Удмуртии во главе с Председателем Президиума Верховного Совета УАССР А.Е.Павловым выезжала в действующую армию. Депутаты откликались на просьбы своих избирателей, эвакуированного населения, проявляли заботу о людях, прибывших в города для работы на заводах. Постоянное внимание уделяли депутаты работе с семьями военнослужащих. В годы войны заметное место отводилось постоянно действующим комиссиям. В целях устранения недостатков, улучшения и скорейшей перестройки работы комиссий Президиум Верховного Совета УАССР периодически рассматривал эти вопросы на заседаниях, и о принятых решениях сообщал местным Советам путём рассылки принятых постановлений. Анализ недостатков в работе комиссий и практические рекомендации содержались и в других постановлениях Президиума, посвящённых улучшению в целом организационной работы того или иного Совета или его отдельным направлениям деятельности. Президиум направлял в адрес местных Советов также письма, содержащие конкретные указания по перестройке работы комиссий в условиях войны.

С марта 1947 года, когда состоялись выборы депутатов Верховного Совета УАССР второго созыва, наступил второй этап парламентской деятельности Верховного Совета, который завершился в июле 1975 года с началом работы Верховного Совета девятого созыва.

В 1956 году были образованы новые постоянные комиссии: по промышленности, транспорту и связи; по сельскому хозяйству; по жилищно-коммунальному хозяйству, дорожному строительству и благоустройству; по торговле, общественному питанию, бытовому обслуживанию населения; по народному образованию, культуре и спорту; по здравоохранению и социальному обеспечению. Позднее появились комиссии по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, по вопросам труда и быта женщин, охране материнства и детства, по делам молодёжи. В дальнейшем число постоянных комиссий непрерывно увеличивалось. На 1-й сессии Верховного Совета одиннадцатого созыва их уже было создано 13.

Этот период характеризуется размеренной позитивной работой главной законодательной власти. Первые сессии каждого созыва посвящались формированию руководящих органов самого Верховного Совета, а также назначению Правительства и Верховного суда республики. На зимних сессиях, как правило, принимались государственные планы развития народного хозяйства и утверждались бюджеты на предстоящий год на основе анализа итогов выполнения предыдущих заданий, утверждались указы Президиума Верховного Совета, на летних - обсуждались социально-экономические вопросы. Верховный Совет уделял большое внимание вопросам народного образования, культуры, агропромышленного комплекса, бытового обслуживания населения, строительства и ремонта дорог и т.п.

С июля 1975 года начинается 3-й этап парламентской деятельности. 30-31 мая 1978 года принята новая Конституция УАССР, согласно которой высшим органом государственной власти республики являлся однопалатный Верховный Совет УАССР, избиравшийся сроком на 4 года и состоявший из 200 депутатов. Верховный Совет УАССР избирал Председателя Верховного Совета и двух его заместителей. Председатель руководил заседаниями Верховного Совета и ведал его внутренним распорядком. Президиум избирался из числа депутатов в составе Председателя, двух его заместителей, секретаря и 11 членов, обладал широкими полномочиями: организовывал выборы в Верховный Совет, созывал его сессии, контролировал соблюдение Конституции, осуществлял контроль и руководил деятельностью Совета министров и местных Советов, утверждал изменения в административно-территориальном устройстве и награждал Почётной грамотой. С 14 декабря 1984 года (10-я сессия 10-го созыва) вошли в практику депутатские запросы. Внеочередная сессия Верховного Совета УАССР (30-31 октября 1989 года) приняла законы об внесении изменений и дополнений в Конституцию УАССР и о выборах народных депутатов Верховного Совета УАССР и местных Советов. Особенностью этой сессии стало широкое обсуждение законопроектов избирателями до их принятия. Президиум Верховного Совета освобождался от законодательной функции и становился только организатором работы Верховного Совета. В марте 1990 года состоялись выборы депутатов Верховного Совета УАССР 12-го созыва. Председателем Верховного Совета избран В.К. Тубылов, одновременно он возглавил Президиум Верховного Совета УАССР (после 1991 года – Верховный Совет УР). В парламент пришли представители разных партий и движений. Профессионализации парламента способствовало то, что значительная часть депутатов – Председатель Верховного Совета, его заместители, руководители постоянных комиссий и их заместители – работали на постоянной основе. На 27 сессиях (127 сессионных дней) было обсуждено 350 вопросов.

Декларация о государственном суверенитете Удмуртии, принятая Верховным Советом УАССР 20 сентября 1990 года, послужила основой для Конституции УР, заключения Федеративного и межреспубликанских договоров и соглашений. На протяжении 1988-1991 годов происходило постепенное перетекание властных полномочий от Удмуртского обкома КПСС к Верховному Совету УАССР. В результате проведённых весной 1990 года альтернативных выборов в Верховном Совете УАССР партийных чиновников фактически не осталось.

События августа 1991 года в Москве положили начало структурным изменениям в государственной системе Удмуртии. 11 октября 1991 года 7-я сессия Верховного Совета УАССР приняла Закон «Об изменении названия Удмуртская Автономная Советская Социалистическая Республика (УАССР) на Удмуртская Республика (УР)». В кризисной ситуации нашей страны середины сентября - начала октября 1993 года прошли три сессии Верховного Совета Удмуртии. 7 октября 1993 года 19-я сессия Верховного Совета УР приняла Закон «О реформе высших органов государственной власти и управления УР». 4 ноября 1993 года 20-я сессия Верховного Совета УР утвердила своими постановлениями республиканскую символику – гимн, флаг и герб. 10 ноября 1993 года на 21-й (внеочередной) сессии Верховного Совета приняты Законы «О Президенте УР», «О Верховном Совете УР», «О местном самоуправлении». Начался новый этап политического и государственного реформирования.

В 1994 году была разработана Программа социально-экономического развития Удмуртии на 1995 - 1997 годы, составными частями которой явились концепция перехода к рынку, положение о формировании рыночных структур, прогнозы развития отраслевой экономики, социальной сферы и культуры.

Одно из важнейших событий того периода – принятие 7 декабря 1994 года Конституция Удмуртской Республики. Согласно принятой Конституции, Государственный Совет Удмуртской Республики являлся законодательным (представительным) и контрольным органом государственной власти Удмуртской Республики. Государственный Совет – постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти Удмуртии. Статья 83 Конституции на тот период гласила, что высшим должностным лицом Удмуртской Республики является Председатель Государственного Совета.

К ведению Государственного Совета относились принятие Конституции Удмуртской Республики и внесение в нее изменений, определение внутренней и внешней политики Удмуртской республики, назначение, по представлению Председателя Государственного Совета, Председателя правительства Удмуртской республики, его заместителей, принятие решения о проведении республиканского референдума, избрание судей Верховного и Высшего арбитражного судов Удмуртской республики, районных (городских) судов, согласование кандидатуры Прокурора Удмуртской Республики, назначение выборов депутатов Государственного Совета и органов местного самоуправления – всего 24 вопроса.

Первые выборы в новый тип парламента Удмуртии – Государственный Совет Удмуртской Республики состоялись 26 марта 1995 года. На выборах в Государственный Совет Удмуртской Республики первого созыва было зарегистрировано 695 кандидатов в депутаты. Подобной активности в выдвижении кандидатов в депутаты региональных парламентов не было на тот момент ни в одном субъекте России. Одним из самых сильных на предвыборном поле был блок «Удмуртия». Лидером этого избирательного блока стал А.А.Волков. В экспозиции представлено постановление центральной избирательной комиссии Удмуртии от 3 апреля 1995 года об итогах выборов депутатов Государственного Совета.

19 апреля 1995 года А.А. Волков был избран Председателем Государственного Совета Удмуртской Республики первого созыва. Одна из центральных витрин посвящена первому Председателю Государственного Совета и первому Президенту Удмуртской Республики. В архивах найдены уникальные документы, фотографии, которые и явились основой музейной экспозиции.

В Государственном Совете первого созыва работало восемь постоянных комиссий: по государственному строительству, национальной политике и местному самоуправлению; по законности, общественной безопасности и правам граждан; по экономической политике и бюджету; по промышленности, развитию инфраструктуры, формированию рынка товаров и услуг; по агропромышленному комплексу, земельным отношениям и использованию природных ресурсов; по социальной политике, труду, охране здоровья и защите окружающей среды; по науке, образованию, культуре и молодёжной политике. Действовали три фракции и одно депутатское объединение: фракция «Удмуртия», фракция «Экономическое развитие», сельская фракция, депутатское объединение «Трудовая Удмуртия».

Для того чтобы Государственный Совет мог исполнять одну из главных своих функций – контрольную, создана Контрольная палата, затем преобразованная в Контрольный комитет Удмуртской Республики.

Первый Государственный Совет Удмуртии был избран в очень сложный период: экономическая нестабильность, спад промышленного производства, митинги и протесты. Государственный Совет становится центром принятия политических решений, сюда идут люди. Однако для решения подчас неотложных задач в экономике и социальной сфере Государственному Совету недоставало полномочий, законодательная база только формировалась.

17 октября 1995 года был подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Удмуртской Республики. Кстати, этот договор стал первым документом, подписанным в Кремле на двух языках – русском и удмуртском.

Депутатами первого созыва принято 92 закона и более 200 постановлений. За годы работы Госсовета первого созыва Удмуртия по итогам экономического развития среди субъектов России заняла 26-е место. Депутаты Госсовета Удмуртии первого созыва сыграли важную роль в преодолении республикой экономического кризиса, в становлении государственности республики, в обретении ею своего лица и своего места в составе Российской Федерации. Тогда же в республике в основном сложилась та расстановка общественно-политических сил, которая определила ее развитие на перспективу.

Второй состав Государственного Совета был сформирован на выборах 4 апреля 1999 года. 20 апреля 1999 года открылась первая сессия, на которой А.А. Волков был повторно избран на пост Председателя.

В ноябре 1999 года Государственный Совет принимает постановление «О создании Конституционной комиссии». Её задача в соответствии с федеральным законодательством подготовить изменения и дополнения в Конституцию Удмуртской Республики, согласно которым должна быть введена должность высшего должностного лица.

Опрос населения, проведённый в декабре того же года по поводу наименования высшего должностного лица Удмуртии, показал: регионом должен руководить Президент Удмуртской Республики. 15 октября 2000 года состоялись первые в истории республики выборы Президента Удмуртии. Избиратели поддержали кандидатуру А.А. Волкова, значительно опередившего всех своих соперников по числу набранных голосов. 3 ноября, в канун 80-летия государственности республики, на торжественной сессии Государственного Совета А.А. Волков вступил в должность Президента Удмуртской Республики.  28 ноября 2000 года Председателем Государственного Совета был избран глава местного самоуправления города Можги – И.Н. Семёнов.

За время своих полномочий Государственный Совет Удмуртии второго созыва принял более 240 законов. Этот депутатский корпус сыграл в судьбе Удмуртии историческую роль, превратив её из парламентской республики в президентско-парламентскую. Парламент этого созыва показал пример оперативной и конструктивной законотворческой работы, эффективного сотрудничества с федеральным центром, органами республиканской исполнительной власти и местного самоуправления.

Этим составом депутатов принята первая среднесрочная программа «Развитие Удмуртии» на 2001-2004 годы. Утверждены государственные символы Удмуртской Республики: Государственный флаг, Государственный герб. Депутаты утвердили также текст гимна Удмуртской Республики на русском и удмуртском языках.

Третий состав депутатского корпуса был избран 6 апреля 2003 года. Его председателем вновь избирается И.Н. Семёнов. В числе главных задач депутатов в те годы становится создание законодательной базы для успешного социально-экономического развития республики. За четыре с половиной года третьим созывом принято 374 закона Удмуртской Республики, десятки республиканских целевых программ. Большая работа проводится также по приведению республиканского законодательства в соответствие федеральному. На долю третьего состава депутатов выпало формирование нормативной базы для становления в республике двухуровневой системы местного самоуправления.

2 декабря 2007 года состоялись выборы в Государственный Совет Удмуртской Республики четвёртого созыва. Впервые состав парламента республики был сформирован по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе. 50 депутатов были избраны по одномандатным избирательным округам, ещё 50 – по республиканскому избирательному округу. На первой сессии Государственного Совета зарегистрированы четыре депутатские фракции: депутатская фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ», депутатская фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», депутатская фракция ЛДПР, депутатская фракция КПРФ. Председателем Государственного Совета Удмуртской Республики избран Соловьев Александр Васильевич. В парламенте Удмуртской республики действовали восемь постоянных комиссий.

Продолжая законодательный процесс, депутаты Государственного Совета четвёртого созыва работают над развитием и совершенствованием регионального законодательства во всех сферах государственной и социально-экономической жизни республики. Приняты важные законы в сферах социальной политики, здравоохранения, государственной демографической политики, культуры и образования. Не остались без внимания законодателей и вопросы экономики, совершенствования межбюджетных отношений, налогового регулирования. Получили законодательное оформление меры по демократизации и укреплению политической системы. Значительно усилена законодательная база для государственного строительства и достижения стратегических целей укрепления финансово-экономических и правовых основ местного самоуправления.

Государственным Советом во взаимодействии с Президентом Удмуртской Республики и Правительством Удмуртской Республики приняты два крупных правовых акта, определяющих цели и задачи развития республики на ближнюю и дальнюю перспективу: Стратегия социально – экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года и Программа социально-экономического развития Удмуртии на 2010 – 2014 годы.

Наряду с использованием богатого законотворческого опыта предшественников депутаты четвёртого созыва внедряют новые формы, которые служат повышению гласности деятельности Государственного Совета, ее открытости перед населением: выездные заседания Президиума Государственного Совета, выездные заседания депутатских фракций и постоянных комиссий. Вошло в практику проведение на сессиях Госсовета «правительственного часа» для обсуждения наиболее актуальных вопросов социально-экономической жизни Удмуртии. Регулярно деятельность республиканского парламента освещается в эфире телекомпании «Моя Удмуртия» выпуском программы «Госсовет Удмуртии – в действии».

Одно из важнейших событий деятельности четвёртого созыва – наделение по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Президента Удмуртской Республики А.А. Волкова на внеочередной сессии 20 февраля 2009 года. Также в 2009 году начал работу Молодежный парламент при Государственном Совете Удмуртской Республики.

За время своих полномочий Государственный Совет Удмуртии четвертого созыва принял более 240 законов.

14 октября 2012 года состоялись выборы депутатов Государственного Совета пятого созыва. Во второй раз они были проведены по смешанной избирательной системе. Из 90 избранных депутатов, более половины работали в предыдущем созыве. 22 октября 2012 года на первой сессии парламента Председателем Государственного Совета Удмуртской Республики был избран А.В. Соловьев.

В течение 2013 года в работу Государственного Совета и его Президиума внедрён ряд новых форм. В апреле был образован Совет непарламентских партий при Председателе Государственного Совета Удмуртской Республики. В практику работы парламента вошла такая современная форма коммуникаций как видеоконференции. С целью улучшения информированности членов Президиума по актуальным проблемам на Аппаратные совещания в республиканский парламент стали приглашаться руководители министерств и ведомств региона.

Наряду с законотворческой и контрольной деятельностью важное место в работе Государственного Совета заняли мероприятия,   посвященные 20-летию принятия Конституции Российской Федерации и 75-летию законодательных органов государственной власти Удмуртской Республики. Уроки государственности и парламентаризма с участием школьников и студентов, закладка Аллеи парламентаризма, открытие в здании Государственного Совета Геральдического зала, выставки, многочисленные экскурсии в Государственном Совете послужили приобщению молодого поколения к страницам истории республики и страны, привлечению его внимания к деятельности главного законодательного органа Удмуртии.

25 июня 2013 года В.П. Невоструев был избран Председателем Государственного Совета Удмуртской Республики.

14 сентября 2014 года в Удмуртии впервые с 2004 года состоялись всенародные выборы Главы Удмуртской Республики. Свои голоса за А. В. Соловьева отдали почти 85,0 процентов избирателей. 22 сентября 2014 года состоялась торжественная церемония вступления в должность Главы Удмуртской Республики на внеочередной сессии Государственного Совета.

Продолжают успешно внедряться новые формы парламентской работы. Впервые в 2014 году проведены Дни Государственного Совета в муниципальных образованиях республики.

2015 год был для парламента республики юбилейным – Государственному Совету Удмуртии исполнилось 20 лет. За два десятилетия работы депутатами создана серьёзная, надёжная законодательная база, регулирующая самые разные стороны развития республики, накоплен огромный опыт. Принято более 1200 законов, из которых свыше 500 – базовые. Две трети из них действуют и ныне. Это стало основой укрепления политической и социальной стабильности в Удмуртии, устойчивого развития экономики, укрепления межнациональных отношений.

В рамках празднования 95-летия удмуртской государственности успешно прошёл год Удмуртии в Москве, где были представлены достижения экономики и наша самобытная культура.

В процессе укрепления взаимодействия Государственного Совета с институтами гражданского общества как площадки для обсуждения наиболее актуальных проблем социального и экономического развития шире стали использоваться общественные слушания. Оттачиваются парламентские процедуры, используются различные формы межфракционной законотворческой работы.

Государственный Совет Удмуртской Республики ведет активную межпарламентскую деятельность: с Федеральным Собранием Российской Федерации, с законодательными органами власти субъектов Российской Федерации, с местными представительными органами. Подписаны и реализуются 18 соглашений о сотрудничестве с парламентами республик Башкортостан, Татарстан, Марий Эл, Мордовия, Пермского края, Кировской области и других регионов. Межпарламентская деятельность широко представлена в музейной экспозиции.

2016 год отмечен укреплением сотрудничества Государственного Совета с руководителями муниципальных образований. Одним из нововведений стало создание при Председателе республиканского парламента Координационного совета представительных органов муниципальных образований. Продолжилась и выездная работа парламента: Дни Государственного Совета состоялись в Сарапульском районе и городе Воткинске. В марте в парламенте впервые прошёл День муниципального образования. Новую традицию открыл Завьяловский район.

В 2016 году Удмуртия неоднократно презентовала свой опыт на федеральном и межрегиональном уровнях: Председатель Государственного Совета В.П.Невоструев выступал на заседаниях Совета законодателей России и его Президиума, на парламентских слушаниях в Совете Федерации. Продолжилась работа по реализации постановления Совета Федерации «О государственной поддержке социально-экономического развития Удмуртской Республики», принятого в ноябре 2015 года.

Государственный Совет и сам принимал парламентские делегации: комитет Государственной Думы по делам национальностей, делегацию Государственного Совета Республики Татарстан.

Помимо парламентской работы Госсовет приступил к реализации соглашений о сотрудничестве с вузами республики. Одним из проектов стал фестиваль студенческой науки «Наука инновации, республика». Помимо этого в Госсовете были организованы ставшие уже традиционными уроки государственности для студентов, в которых приняло участие более двух тысяч человек.

В 2017 году Государственный Совет пятого созыва активно работал по совершенствованию законодательной базы. Республиканский парламент продолжил практику проведения дней Государственного Совета в муниципальных образованиях, по итогам которых начиная с 2014 года принято десять республиканских законов, в Государственную Думу внесены две законодательные инициативы.

10 сентября 2017 года состоялись выборы депутатов Государственного Совета шестого созыва. 

Основополагающими в работе депутатского корпуса шестого созыва стали целевые ориентиры, обозначенные в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и докладах Главы Удмуртской Республики «О положении в республике».

Большое внимание в 2018 году уделено вопросам формирования республиканского бюджета, поддержке людей старшего поколения, многодетных семей, совершенствованию налогового законодательства.

Совместно с Правительством республики депутаты провели кропотливую и напряжённую работу по изменению налогового законодательства, актуализировали условия налогообложения транспорта и недвижимого имущества, а также устранили неэффективные льготы. При этом в ходе обсуждения каждого пункта налогообложения совместными усилиями удалось не только сохранить ряд важных льгот, которые изначально предлагалось отменить, но и расширить категории льготополучателей.

В шестом созыве введена традиция проведения «парламентских часов» на сессиях Государственного Совета, в ходе которых депутаты Государственной Думы выступают перед региональными и муниципальными коллегами, информируя о федеральных тенденциях в законотворчестве.

В 2018 году приступил к работе Молодёжный парламент четвёртого созыва при Государственном Совете Удмуртской Республики.

Продолжил работу Координационный совет руководителей представительных органов муниципальных образований при Председателе Государственного Совета. В рамках взаимодействия с представительными органами муниципальных образований укрепилась практика проведения Дней Государственного Совета Удмуртской Республики в муниципальных образованиях. В 2018 году День Государственного Совета прошёл в муниципальном образовании «Воткинский район». По его итогам внесено изменение в закон о мировых судьях, проведена работа по снижению единого налога на вменённый доход для торговых организаций, осуществляющих заготовительную деятельность сельхозпродукции.

Безусловным приоритетом в законодательной работе стало обеспечение реализации национальных проектов, обозначенных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

2019 год стал первым полным годом реализации в Удмуртии национальных проектов. Их содержание и ориентиры отражают запросы и ожидания наших граждан: это здравоохранение и демография, повышение уровня жизни и создание новых рабочих мест, экология и эффективное производство, борьба с бедностью и увеличение продолжительности жизни. Сегодня Удмуртия участвует в реализации 11 национальных проектов. В республике утверждён 51 региональный проект, а мероприятия нацпроектов обособлены в качестве отдельных структурных элементов государственных программ.

За 2019 год  парламентарии приняли 85 законов, 23 из которых базовые. Государственный Совет направил в Государственную Думу 14 законодательных инициатив - в два раза больше, чем в 2018 году. Депутатский корпус Удмуртии подготовил отзывы на 1278 проектов законов, поддержал 68 законодательных инициатив и 81 обращение субъектов федерации.

2019 год в Удмуртии был объявлен Годом Здоровья, поэтому ключевой в законодательной работе стала тема сохранения здоровья граждан. Особое внимание парламентарии уделили подрастающему поколению. Государственный Совет законодательно закрепил норму об ограничении продажи несовершеннолетним вейпов, электронных сигарет и жидкостей к ним.  Серьёзным и, безусловно, правильным шагом на пути защиты здоровья молодёжи стал полный запрет на продажу энергетиков детям до 18 лет.

В октябре  2019 года Государственный Совет Удмуртской Республики обратился в Государственную Думу России с законодательной инициативой, устанавливающей меры административной ответственности для родителей за употребление их детьми алкоголя, табака и психоактивных веществ.

В декабре 2019 года в Удмуртии в числе первых регионов России был принят закон, запрещающий продажу несовершеннолетним бестабачных никотинсодержащих смесей, которые представляют большую опасность для здоровья детей.

Знаковым событием 2019 года стало проведение Дней Удмуртской Республики в Совете Федерации. Удмуртия получила возможность быть представленной в верхней палате федерального парламента уже во второй раз. Все предложения Удмуртии были одобрены и включены в постановление Совета Федерации. Они касаются строительства дорог, больниц, школ, объектов спорта и культуры, очистных сооружений.

7 декабря 2019 года исполнилось 25 лет со дня принятия Конституции Удмуртской Республики, которая стала основой всех социально-экономических преобразований в регионе, фундаментом сегодняшней стабильности. Главной ценностью Конституция провозгласила права и свободы человека и гражданина, их приоритетность является базовым принципом работы органов власти на всех уровнях. 

26 марта 2020 года, в год 100-летия государственности Удмуртии, Государственному Совету Удмуртской Республики исполнилось 25 лет. За эти годы принято 1 тысяча 700 законов. Из них более 500 – в социальной сфере. Это важнейшие документы, направленные на поддержку материнства и детства, защиту здоровья и обеспечение безопасности детей, заботу о малообеспеченных и многодетных семьях, развитие экономики и формирование эффективной системы работы органов государственной власти и местного самоуправления.

Государственный Совет, созданный в самое непростое для нашей республики и страны время, сумел сохранить стабильность и обеспечить поступательное развитие всех отраслей. Многие законы, принятые депутатами Удмуртии, были совершенно уникальными, новаторскими, не имевшими в своё время аналогов на уровне федерации. 

В связи с пандемией 2020 и 2021 годы стали особенными в деятельности Государственного Совета, ситуация с коронавирусом и борьба с её последствиями напрямую отразилась в законотворческой работе. Действия федеральных и региональных законодателей, в том числе Государственного Совета республики, были сконцентрированы на нормативном обеспечении мер поддержки граждан, предприятий и организаций, пострадавших от последствий распространения коронавируса.

В 2020-2021 парламентском году принято 128 законов, 49 из которых – базовые. Государственный Совет направил в Государственную Думу 4 законодательные инициативы, принял 4 обращения в федеральные органы власти. За парламентский год Государственным Советом республики поддержано 60 законодательных инициатив и 117 обращений субъектов Российской Федерации. Ограничения, связанные с пандемией, повлияли на организацию работы республиканского парламента, но депутаты быстро переориентировались на новые формы коммуникаций с избирателями. Приёмы граждан проводили по видеосвязи или по телефону. В Государственном Совете многие заседания проходили в режиме видеосвязи. Стали постоянными онлайн встречи с вице-премьерами, министрами, с руководителями ведомств и учреждений, где обсуждались актуальные вопросы и намечались пути решения проблем. В режиме видеоконференции проходили совещания с депутатами, заседания Президиума Государственного Совета, Координационного Совета руководителей представительных органов городов и районов. Также постоянно проводились рабочие онлайн встречи с депутатами Государственной Думы и сенаторами.

Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что депутаты шестого созыва продолжают вести законотворческую деятельность, прилагая максимум усилий для того, чтобы наша республика успешно развивалась и могла гордиться своими достижениями.