Версия для слабовидящих
Выступление В.П.Невоструева на Уроке государственности с участием студентов 1 курса Ижевской государственной медицинской академии. 30 сентября 2013 года

Выступление В.П.Невоструева на Уроке государственности с участием студентов 1 курса Ижевской государственной медицинской академии. 30 сентября 2013 года

10.10.2013
Уважаемые первокурсники и преподаватели!

12 декабря 2013 года исполняется 20 лет со дня принятия на референдуме Конституции Российской Федерации.
75 лет назад, 26 июня 1938 года, состоялись первые выборы в Верховный Совет Удмуртской АССР. Такое событие – крупная историческая веха в летописи государственности нашей родной Удмуртии.

Одновременно с Общероссийским референдумом по принятию Конституции 12 июня 1993 года прошли первые выборы в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания России.
Эти две исторические даты хоть и принадлежат разным эпохам, но взаимосвязаны. Они определяли и определяют, каждая по-своему, развитие всей страны и нашей республики, жизнь и работу поколений наших сограждан.

Конституция Российской Федерации 1993 года – самый важный политико-правовой нормативный акт нашей страны в новейшей истории.
Принятие Конституции имеет судьбоносное значение для любого государства.
Конституция, если сказать образно, – это и зеркало жизни общества на определенном историческом этапе, и одновременно своеобразный эталон, к которому общество стремится. Потому что самые хорошие конституционные положения должны быть конкретизированы в законах и реализованы на практике.
Только тогда люди почувствуют, что положения Основного закона действительно работают.
С помощью юридических норм и принципов Конституция формирует образ всей правовой системы, закрепляя в первую очередь принцип правового равенства – все граждане должны быть равны перед законом и судом.
Конституция выражает устремления и надежды людей, преобладающие в обществе умонастроения, взгляды и представления о назначении власти, ее природе и целях.
20-летний юбилей Основного Закона – важная историческая веха развития современной России. За это время молодые граждане страны – ровесники Конституции не только достигли совершеннолетия, но и успели проголосовать на выборах за Президента России, на муниципальных и региональных выборах.
Вы – тоже почти ровесники нынешней Конституции страны. Вы тоже скоро, когда вам исполнится 21 год, получите право быть избранными в Государственную Думу России и Государственный Совет Удмуртии.
И кто знает, может быть, через несколько лет кто-то из вас вернется в этот зал в качестве депутата парламента республики и включится в законодательную работу.

За 20 лет действия новой Конституции Российской Федерации в нее были внесены всего две поправки – увеличен срок полномочий президента страны и Государственной Думы, и введен ежегодный отчет правительства перед депутатами Государственной Думы.
Можно ли сказать, что все положения Конституции реализованы на практике? Разумеется, нет, это было бы преувеличением. 20 лет – не такой большой исторический срок, чтобы этого добиться.
Но общими усилиями власти и гражданского общества мы добиваемся, чтобы разрыв между тем, что записано в Конституции, и реальным положением дел неуклонно сокращался.

Дорогие друзья!
Я уже сказал выше, что первые выборы в законодательный орган республики – Верховный Совет – прошли 26 июня 1938 года.
Всего в первый Верховный Совет было избрано 142 депутата.
Можно по-разному оценивать это событие из сегодняшнего дня, но вряд ли можно упрекнуть в неискренности открывавшего первую сессию старейшего депутата – 60-летнего профессора Ижевского медицинского института Степана Яковлевича Стрелкова, который заявил с трибуны: «… Удмуртский народ и все трудящиеся Удмуртии оказали нам большое доверие и высокую честь, поручив нам управление возрожденной цветущей Удмуртской республикой».
И депутаты на самом деле стали управлять республикой. Уже стенограммы первых сессий Верховного Совета, где обсуждались конкретные вопросы развития экономики и культуры – яркое тому подтверждение. Нередко шла настоящая, порой острая дискуссия.
К ведению тогдашнего Верховного Совета относились утверждение Конституции Удмуртии, контроль за ее исполнением, утверждение административно-территориального деления, народнохозяйственного плана и бюджета, организация органов государственной власти и управления республики.

Первым Председателем Верховного Совета был избран депутат от Верхне-Богатырского избирательного округа Понинского района Николай Петрович Разенов.
Первым Председателем Президиума Верховного Совета – депутат от Северного избирательного округа Сарапульского района – Иван Тихонович Ворончихин.
Верховный Совет образовал правительство республики – Совет Народных Комиссаров, а позднее – в 1939 году – избрал Верховный суд. На первой сессии были созданы постоянно действующие комиссии: мандатная, законодательных предположений и бюджетная.
Конечно, время с самого начала наложило свой отпечаток на работу главного представительного и законодательного органа власти Удмуртии.
Достаточно сказать, что под номером один в списке избранных депутатов первого созыва Верховного Совета был сам Иосиф Виссарионович Сталин (по одному из округов Ижевска), названный на первой сессии первым народным депутатом Удмуртии.
Депутатами стали и ряд его соратников. Таковы были политические правила той уже далекой поры.
Примечательно и то, что меньше чем за три предвоенных года сменилось три руководителя Верховного Совета.
Не секрет, что Верховный Совет республики много десятилетий работал под непосредственным руководством партийных органов. Да иного и быть не могло, ведь такой порядок определялся статьей 6 Конституции СССР. Положение изменилось лишь с отменой этой статьи в 1990 году.

Но даже в тех условиях система представительной власти развивалась и совершенствовалась, решала встававшие перед ней все более многообразные задачи.
Можно смело сказать, что Верховный Совет нашей республики внес достойный вклад в создание того мощного экономического, научно-технического и человеческого потенциала, который и сегодня помогает нам преодолевать трудности и строить новые планы.
Но по-настоящему и на деле высшим органом государственной власти республики Верховный Совет стал после выборов в него в марте 1990 года.
Именно его депутаты, при всех внутренних противоречиях и острой политической борьбе той поры, сумели провести республику через самый сложный начальный период смены общественно-политических формаций в нашем государстве.

Новый этап развития политической системы Удмуртии связан с принятием 7 декабря 1994 года новой Конституции Удмуртской Республики, которая создавалась уже с учетом положений нынешней Конституции России.
Таким образом, в будущем году мы отметим 20-летие нашей, удмуртской Конституции.
В соответствии с нею уже в марте 1995 года были проведены выборы в Государственный Совет Удмуртии. Он стал правопреемником Верховного Совета и включал 100 депутатов.
Первым Председателем Государственного Совета – высшим должностным лицом республики был избран 19 апреля 1995 г. Александр Александрович Волков, работавший ранее Председателем Правительства Удмуртии.
Александр Александрович провел огромную работу по организации деятельности Государственного Совета, утверждению его авторитета у избирателей.

С самого начала Государственный Совет республики активно включился в решение сложных социально-экономических проблем. Середина 90-х – это сильнейший спад в экономике, проблемы с выплатой заработной платы, пенсий и пособий.
В очень тяжелом положении оказались оборонные предприятия республики – а на них работало очень много жителей наших городов. Шло сокращение числа работающих, общественно-политическая ситуация была сложной, росла социальная напряженность.
На селе тоже было непросто. В 90-х я сам работал председателем колхоза, а потом главой администрации Юкаменского района, и помню, как уходила в прошлое прежняя система и в муках рождались новые аграрные отношения. Как нелегко было приспособиться крестьянину к условиям рыночного хозяйства.
Государственному Совету с первых дней пришлось включиться не только в подготовку и принятие законов, но и в работу с населением, решение конкретных проблем.
Многие серьезные вопросы, помогающие стабилизировать обстановку, можно было решить только в Москве, и уже 17 октября 1995 года в Кремле был подписан Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Удмуртской Республики».
Свои подписи под ним поставили Президент России Борис Николаевич Ельцин и Председатель Государственного Совета Удмуртской Республики Александр Александрович Волков.
Это лишний раз говорит о том, какой неразвитой была законодательная база страны, если регионы добивались таких договоров. Всего их заключили 45 регионов, это больше половины тогдашнего числа субъектов Российской Федерации.

С введением в нашей республике в 2000 году поста Президента и избранием на него Александра Александровича Волкова начался новый этап общественно-политического и социально-экономического развития региона.
Если говорить о развитии государственности, то в практическую плоскость был поставлен зафиксированный в Конституции республики пункт о наделении удмуртского и русского языков статусом государственных и равноправных.
27 ноября 2001 года был принят закон «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики».
Затем Госсовет принял республиканскую целевую программу по его реализации. Она действует и сегодня.
Учет интересов и потребностей представителей всех национальностей, для которых Удмуртия стала родным домом, является приоритетом проведения нашей государственной национальной политики на протяжении последних двух десятилетий. И здесь нам есть, чем гордиться.
Межнациональные отношения в республике отличаются стабильностью, национальные объединения тесно взаимодействуют в работе.
На удмуртский праздник Гербер, русскую Красную горку, татарский Сабантуй, марийский Семык приходят люди самых разные национальностей, и всем там интересно и уютно.
Вы знаете, наверное, что в 2008 году в Ижевске был открыт Дом дружбы народов, в котором свой уголок и все условия для работы получило каждое из национальных объединений представителей народов, живущих в Удмуртии. А всего их около 30. Это тоже помогает сохранять межнациональное согласие.
Весомый вклад в организацию работы нашего парламента, развитие законодательной базы внесли руководившие Государственным Советом после Александра Александровича Волкова Игорь Николаевич Семенов и Александр Васильевич Соловьев.

Государственный Совет республики всегда стремится быть в гуще событий, знать, чем живут наши избиратели. Так было все 18 лет его существования.
Вы сегодня находитесь в зале, где принимаются законы нашей республики, по которым мы живем. Сидите за теми же местами, что занимают депутаты.
Последние выборы в Государственный Совет Удмуртии прошли 14 октября 2012 года. Тогда был сформирован парламент пятого созыва в составе 90 депутатов.

Самая крупная фракция, более двух третей, у «Единой России». В нашем парламенте представлены также Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия и партия «Справедливая Россия».
Мы стремимся сделать все возможное, чтобы оправдать доверие избирателей республики, обеспечить, вместе с Президентом и Правительством, активное поступательное развитие нашего родникового края.
Проведено 7 сессий, принято несколько десятков новых законов, других правовых актов, которые послужат решению важных социальных задач, повышению качества жизни наших земляков.

Вы спросите, а как оценить роль работы депутатов в развитии Удмуртии?
Считаю, что главный критерий здесь не количество законов, а их качество и влияние на социально-экономическое развитие региона, на показатели жизни населения.
Мы принимаем законы по многим направлениям. Есть экономический блок законодательства. Это экономическая политика и инвестиции, бюджет и финансы, промышленность и агропромышленный комплекс.
Очень обширно законодательство по государственному строительству и местному самоуправлению.
Целый ряд направлений в социальной сфере. Это здравоохранение, демографическая и семейная политика; социальная политика; наука, образование, культура и молодежная политика.
Еще одно важное направление законотворческой работы – регулирование национальной политики, общественной безопасности, а также вопросов организации работы самого Государственного Совета.

Обращу ваше внимание на один очень важный нюанс. За 20 лет действия Конституции России в нашей стране сформировано достаточно развитое федеральное законодательство во всех сферах.
И у региона, каким является Удмуртия, не так много возможностей в законотворчестве. В основном мы реализуем те полномочия, что даются нам в рамках существующих и принимаемых федеральных законов.
Наши возможности ограничиваются также финансовыми ресурсами, сосредоточенными в бюджете республики на очередной год.
Очень важно также учитывать при этом особенности нашего региона.
По структуре экономики Удмуртия является развитым индустриально-аграрным регионом.
Ведущие отрасли – машиностроение и металлообработка, нефтедобыча (более 10 с половиной миллионов тонн в год), строительство.
Вы знаете, какие крупные заводы Ижевска, Воткинска, Глазова и Сарапула работают на укрепление обороны страны, выполняют государственный оборонный заказ.
Успешно развиваются сельское хозяйство и пищевая промышленность.

Государственный Совет непосредственно участвует в формировании и реализации государственной политики, выделяя при этом определенные приоритеты.
В числе таких приоритетов можно выделить развитие сельского хозяйства и социальной сферы.
Считаю, что, действительно, удмуртское село и весь агропромышленный комплекс неплохо развиваются. И это связано с постоянной государственной поддержкой из бюджета, как республиканского, так и федерального.
Благодаря такой серьезной поддержке, а счет идет на миллиарды рублей в год, мы занимаем места в первой десятке регионов России по производству молока и яиц на душу населения.
А развитая пищевая промышленность способствует тому, что 80-85 процентов основных продуктов (хлеб и хлебобулочные изделия, мясомолочные изделия, яйцо, сыры и др.) производится непосредственно в республике.
То есть, обеспечена продовольственная безопасность Удмуртии.

Одним из главных приоритетов социально-экономической политики для руководства республики во главе с Президентом А.А. Волковым, как я уже отметил, является активное решение социальных проблем.
С 2000 года, с момента избрания Президента республики, в регионе построено и реконструировано около 700 объектов социального назначения, в том числе только в нынешнем году – 93.
Это новые школы, особенно в сельской местности, медицинские учреждения, объекты культуры и спорта.
Достаточно сказать, что из 95 школ, введенных по всей России к началу нынешнего учебного года, 10 сданы в нашей республике.
На сегодня в регионе практически не осталось школ, находящихся в ветхом и тем более аварийном состоянии.
А буквально недавно в селе Вавож введен первый в республике спорткомплекс с катком и плавательным бассейном.
Хоть и с напряжением сил, но успешно решаются вопросы повышения заработной платы медицинских работников, работников сферы образования, культуры.

Не могу не сказать сегодня и о достаточно новой для Государственного Совета форме работы с молодым поколением. В 2009 года при Госсовете был образован Молодежный парламент. Опыт четырех лет показал, что это неплохая школа приобщения молодых людей к азам законотворческой работы. Мы получили немало полезных инициатив, ряд из них был реализован.
Скоро приступит к работе второй состав Молодежного парламента. Его состав был утвержден на сессии 24 сентября. Уверен, что, с учетом опыта предшественников, работа будет поставлена еще лучше, и спокойной жизни у нас, «взрослых» парламентариев не предвидится.

Дорогие друзья!
Надеюсь, что мое выступление дополнят цифрами и фактами мои коллеги по Государственному Совету.
В заключение хочу обратиться с напутственными словами. У каждого человека есть выбор – мы выбираем профессию, друзей, любимого человека, с которым можно связать свою жизнь. Это список бесконечен.
Точно так же и в политике, здесь всегда есть выбор. В нашей стране действуют несколько десятков политических партий, предлагающих свои программы и своих кандидатов на выборах разного уровня.
Я призываю вас помнить, что своё будущее вы должны определять сами – участвуйте в голосованиях, реализуйте своё право выбора.
Желаю всем крепкого здоровья, счастья и благополучия, хороших результатов в учебе и достойного места в жизни!

Возврат к списку