Версия для слабовидящих
Доклад Председателя ГС УР В.П.Невоструева по отчету о деятельности Государственного Совета Удмуртской Республики в 2013 году

Доклад Председателя ГС УР В.П.Невоструева по отчету о деятельности Государственного Совета Удмуртской Республики в 2013 году

28.02.2014
Доклад

Председателя Государственного Совета

Удмуртской Республики В.П.Невоструева

по отчету о деятельности Государственного Совета

Удмуртской Республики в 2013 году


10-я сессия

Государственного Совета

Удмуртской Республики

25 февраля 2014 года


Уважаемые депутаты Государственного Совета!

Уважаемые члены Правительства и приглашенные!


В соответствии с Регламентом представляю Вашему вниманию отчет о деятельности Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва в 2013 году.

Минувший год был первым полным годом работы парламента республики пятого созыва, почти половина депутатов впервые включилась в процесс создания законов. Несмотря на это, сделано немало. Мы продвинулись вперед практически по всем направлениям республиканского законодательства.

Был обеспечен контроль за исполнением бюджета 2013 года, в него вносились необходимые изменения в целях решения крупных социальных задач.

Вместе с Президентом и Правительством Удмуртии депутаты Государственного Совета обеспечили своевременное принятие закона о бюджете республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.


В нём в полном объеме учтены задачи, поставленные Президентом России в отношении роста заработной платы работников образования, здравоохранения и других отраслей бюджетной сферы, отражены все социальные обязательства государства.

Мы обсуждали на сессиях и заседаниях Президиума Государственного Совета, постоянных комиссий и фракций вопросы, волнующие наших избирателей, выезжали на места, предлагали решения, которые учитывались Президентом и Правительством.


Каждому из вас выдана брошюра с Отчетом о деятельности Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва в 2013 году. В нём содержится подробный анализ сделанного, имеется вся необходимая статистика.

Поэтому в своем докладе я остановлюсь только на основных моментах нашей прошлогодней работы.


Основные итоги деятельности

Государственного Совета

Удмуртской Республики пятого созыва в 2013 году


В 2013 году было проведено 8 сессий, в ходе которых рассмотрено 199 вопросов.

В процессе работы проведена корректировка годового плана законотворческой работы. В итоге принято 89 законов Удмуртской Республики, 24 из которых являются базовыми.

В течение 2013 года в работу Государственного Совета и его Президиума внедрён ряд новых форм.

Распоряжением Председателя Государственного Совета создана рабочая группа по рассмотрению способов повышения доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики.

Был образован Совет непарламентских партий при Председателе Государственного Совета Удмуртской Республики. Прошло два его заседания.

В практику работы парламента вошла такая современная форма коммуникаций как видеоконференции.

С целью улучшения информированности членов Президиума по актуальным проблемам на Аппаратные совещания в Госсовете приглашаются руководители министерств и ведомств.

Наряду с законотворческой и контрольной деятельностью важное место в работе Государственного Совета заняли мероприятия, посвященные 20-летию принятия Конституции Российской Федерации и 75-летию законодательных органов государственной власти Удмуртской Республики.

Уроки государственности с участием школьников и студентов, закладка Аллеи парламентаризма, открытие Геральдического зала, выставки, многочисленные экскурсии в Государственный Совет послужили приобщению молодого поколения к страницам истории республики и страны, привлечению его внимания к деятельности главного законодательного органа Удмуртии.

В заключение состоялся Государственный приём у Президента республики.

Хочется выразить искреннюю благодарность Александру Александровичу Волкову за поддержку и участие в этих мероприятиях.



Законодательное регулирование социального развития Удмуртской Республики


Вопросы социальной направленности всегда являются приоритетными в деятельности республиканского парламента.

В числе основных задач постоянной комиссии по здравоохранению, демографической и семейной политике были законодательные меры, способствующие закреплению положительных тенденций в демографической ситуации в Удмуртской Республике, совершенствованию медицинской помощи, защите здоровья и развития детей.

Во исполнение поручения Президента России, призвавшего разработать альтернативные меры улучшения жилищных условий многодетных семей, было внесено изменение в Закон Удмуртской Республики «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Повышению статуса многодетной семьи служит республиканский закон «Об учреждении знака отличия «Родительская слава».

В минувшем году внесены назревшие в правоприменительной практике изменения в закон «О мерах по защите здоровья и развития детей в Удмуртской Республике», который действует уже два года.

Закон Удмуртской Республики «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает, что выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), назначается и осуществляется до окончания их обучения в общеобразовательном учреждении, а не до 18-летнего возраста, как было ранее.

Изменения, внесённые в федеральное законодательство, обусловили необходимость принятия закона «О прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Удмуртской Республики в области здравоохранения». Согласно ему с 1 января 2014 года полномочия по организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи возложены на органы государственной власти Удмуртии.


Деятельность постоянной комиссии по науке, образованию, культуре и молодёжной политике была направлена на законодательное обеспечение усиления социальной защиты социально уязвимых категорий детей, а также на совершенствование законодательства в сфере общего и дошкольного образования.

В целях приведения регионального законодательства в соответствие с действующим федеральным принят закон об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Закон направлен на защиту интересов детей-сирот. Кроме того, он предусматривает создание специализированного жилого фонда, который способен помочь детям-сиротам в полноценной социализации.

В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения в закон «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по выплате компенсации части родительской платы за содержание ребёнка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования».

Основанием для разработки и принятия республиканского закона «О реализации полномочий в сфере образования», которому предстоит сегодня второе чтение, также послужил вышеуказанный федеральный закон. Уверен, что мы примем сегодня закон в целом, и он хорошо послужит системе образования республики.


Вся работа постоянной комиссии по социальной политике была нацелена на улучшение социальной защиты населения.

Приняты законы «О потребительской корзине для основных социально-демографических групп населения Удмуртской Республики» и «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О прожиточном минимуме в Удмуртской Республике», учитывающие изменения в федеральном законодательстве.

С принятием изменений в закон «О звании «Ветеран труда Удмуртской Республики» в число лиц, имеющих право на получение этого звания, вошли граждане, имеющие почётное звание «Народный … Удмуртской АССР» и «Заслуженный … Удмуртской АССР».

С участием постоянной комиссии по социальной защите были приняты изменения в закон «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике», повышающие степень социальной защиты малоимущих беременных женщин, не состоящих в трудовых отношениях.

Изменениями в статью 10 закона «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике» учтены требования федерального законодательства, согласно которым государственная социальная помощь может оказываться малоимущим гражданам на основе социального контракта.

В целях повышения эффективности и качества социальных услуг был принят закон «О прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Удмуртской Республики в сфере социального обслуживания населения».


Совершенствование бюджетного

и налогового законодательства


Ведущая роль в совершенствовании бюджетного и налогового законодательства принадлежит постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам.

В минувшем году четырежды вносились изменения в закон «О регулировании межбюджетных отношений в Удмуртской Республике» Все они связаны с приведением его положений в соответствие с федеральным законодательством.

Следует выделить изменение, предусматривающее отчисление с 1 января 2014 года 10 % доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики от уплаты акцизов на моторное топливо и моторные масла в доходы местных бюджетов на пополнение дорожных фондов муниципальных образований.

Еще одно изменение связано с решением федеральных органов государственной власти о передаче с местного на региональный уровень полномочий в сфере дошкольного образования в части расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек.

Наконец, приняты изменения в закон, позволяющие нам, депутатам, совместно с органами местного самоуправления более успешно исполнять наказы избирателей.

В связи с получением в течение года дополнительных доходов, а также необходимостью перераспределения бюджетных средств между статьями расходов в целях их оптимизации 5 раз вносились изменения в закон о бюджете республики на 2013 год.

Комиссия играла ключевую роль и при принятии на декабрьской сессии парламента закона о бюджете Удмуртии на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Трижды вносились изменения в закон «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике». Они направлены на стимулирование инвестиционной деятельности на территории республики. Изменения внесены в этих целях и в закон «О налоговых льготах, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности».

Закон «О патентной системе налогообложения в Удмуртской Республике» также претерпел изменения, которые призваны повысить эффективность такой формы налогообложения.

Принят закон «Об инвестиционном фонде Удмуртской Республики», который должен способствовать развитию государственно-частного партнерства.

Защите прав и законных интересов предпринимателей послужит закон «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике».


Законодательное регулирование

экономической политики,

вопросов собственности и инвестиций


Активно велась в 2013 году законотворческая работа в сфере экономической и промышленной политики. Возглавляет её постоянная комиссия по экономической политике, промышленности и инвестициям.

В начале года парламентарии внесли изменения в закон «О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы». Закон уточняет цели и конечные результаты реализации Программы, Прогноз основных показателей социально-экономического развития Удмуртской Республики на этот период.

На июньской сессии были внесены изменения в закон «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике», уточняющие ряд важных положений закона.

Требованиями федерального законодательства обусловлены изменения в законах «О защите населения и территорий Удмуртской Республики от чрезвычайных ситуаций» и «О пожарной безопасности в Удмуртской Республике».

Тщательная проработка вопроса с участием всех заинтересованных сторон предшествовала принятию Закона Удмуртской Республики «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике».

С участием комиссии принят также ряд других важных законов.

Законодательное регулирование развития

агропромышленного комплекса,

земельных отношений,

природопользования и охраны окружающей среды


Проблемы сельского хозяйства и экологии постоянно находились в поле зрения парламентариев – членов постоянной комиссии по агропромышленному комплексу, земельным отношениям, природопользованию и охране окружающей среды.

В условиях вступления России в ВТО и переформатирования мер государственной поддержки основной акцент в деятельности депутатов Государственного Совета в 2013 году был сделан на защите интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

При этом значительная часть работы постоянной комиссии в этой сфере носила характер не столько чисто законодательный, сколько связанный с оперативным решением конкретных проблем аграрного сектора.

По инициативе комиссии Президиум Госсовета рассмотрел вопрос о результатах уборочных работ.

В развитие постановления Президиума Министерством сельского хозяйства и продовольствия создана рабочая группа для разработки комплекса мер, направленных на увеличение объёмов производства зерна в республике.

Депутаты комиссии предложили, в частности, разработать и принять республиканскую целевую программу по производству зерна.

Один из принятых с участием комиссии законов в сфере регулирования лесного хозяйства конкретизирует случаи заготовки древесины для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Другой дает возможность гражданам заготавливать погибшую древесину в неограниченном количестве по нулевой цене.

Проведены также коррективы законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции.


Совершенствование законодательства

в области государственного строительства и местного самоуправления


Большая работа проведена в 2013 году и депутатами постоянной комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению.


С учетом изменений в федеральном законодательстве принят закон «О внесении изменений в законы Удмуртской Республики о выборах и референдумах».

Внесены изменения в закон «О выборах Главы Удмуртской Республики». Они регламентируют соответствующий федеральному законодательству порядок определения кандидата, который после выборов Главы региона будет наделён полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителя от Правительства Удмуртской Республики,

С принятием закона «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «Об оказании бесплатной юридической помощи в Удмуртской Республике» расширена категория граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи.

Продолжилась работа, связанная с выравниванием нагрузки на мировых судей республики. Принят также закон «О полномочиях органов государственной власти Удмуртской Республики по взаимодействию с Ассоциацией развития и поддержки местного самоуправления «Совет муниципальных образований Удмуртской Республики».



Законодательное регулирование вопросов национальной политики

и общественной безопасности.

Организация работы Государственного Совета


Широкий круг вопросов приходится решать депутатам – членам постоянной комиссии по национальной политике, общественной безопасности, Регламенту и организации работы Государственного Совета.


В 2013 году принят закон «О порядке создания специального учреждения для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации», который предусматривает порядок создания такого учреждения в городе Ижевске.

Пять раз в течение года парламентарии вносили изменения в закон «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений».

Внесены уточняющие изменения в закон «О внесении изменения в статьи 4 и 5 Закона Удмуртской Республики «О регулировании отношений в сфере проведения публичных мероприятий на территории Удмуртской Республики».

В связи с изменениями федерального законодательства дважды вносились изменения в отдельные законы Удмуртской Республики.

В частности, определен порядок ежегодного представления депутатами Государственного Совета в соответствующую комиссию парламента сведений не только о доходах, но и о расходах. Установлен также порядок размещения таких сведений на официальном сайте Государственного Совета и предоставления их средствам массовой информации.

Дважды вносились изменения в закон «О статусе депутата Государственного Совета Удмуртской Республики».

В Регламент Государственного Совета за год внесено пять изменений.

Роль депутатских фракций

и депутатского объединения в деятельности Государственного Совета Удмуртской Республики


Важным структурным элементом института многопартийности являются парламентские фракции.

В Государственном Совете Удмуртии действуют три депутатских фракции:

крупнейшая по численности «ЕДИНАЯ РОССИЯ», в которую входят 72 из 90 действующих депутатов Государственного Совета;

«Коммунистическая партия Российской Федерации», численностью 11 депутатов;

«Либерально-демократическая партия России», численностью 6 депутатов.

Действует также депутатское объединение «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», представленное одним депутатом.


Каждая из фракций и депутатское объединение активно участвовали в формировании плана законотворческой работы Государственного Совета.


Все законопроекты рассматривались на их собраниях.

Наличие четкой и взвешенной позиции, консолидированная поддержка депутатских фракций и объединения позволили своевременно рассмотреть и принять ряд важных законов социальной направленности.

Широко обсуждался во фракциях и объединении один из наиболее резонансных законов, принятых Государственным Советом в 2013 году – «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике». Свои поправки к закону дали все депутатские фракции и депутатское объединение.

Они стремились отстаивать интересы своих избирателей и при формировании параметров бюджета Удмуртской Республики на нынешний год, внесли более 70 поправок в проект закона о бюджете.

Одной из эффективных форм взаимодействия депутатов, представляющих различные фракции и депутатское объединение, в законотворческой деятельности стало их участие в рабочих группах, рабочих совещаниях по разработке региональных законопроектов и законодательных инициатив на федеральный уровень.

В их работе использовались также такие удобные для дискуссий и обмена мнениями форматы как «круглые столы» и общественные слушания.

Представители всех депутатских фракций и объединения работали в составе Региональной конкурсной комиссии по формированию Молодежного парламента при Государственном Совете Удмуртской Республики второго состава.

Фракции и объединение активно используют возможности встреч с жителями республики, своими избирателями в ходе выездных заседаний. Народные избранники ближе знакомятся с проблемами территорий, что называется, из первых рук получают информацию, необходимую в работе.

Деятельность Президиума Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва в 2013 году


Президиум Государственного Совета провел за год 25 заседаний.

Всего рассмотрено 122 вопроса, 68 из них носят организационный характер. В рамках реализации контрольных полномочий рассмотрено 24 вопроса.

Два заседания Президиума Государственного Совета, в Воткинске и Ижевске, проведены в выездном режиме.

Из вопросов контрольного характера, рассмотренных депутатами, можно выделить такие, как подготовка к 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского, ход реализации закона «О мерах по защите здоровья и развития детей в Удмуртской Республике», состояние и перспективы развития начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике», целевое использование бюджетных ассигнований дорожного фонда Удмуртской Республики в 2012 году и другие.

Осуществлялся также постоянный контроль за республиканскими и ведомственными целевыми программами.


Взаимодействие с федеральными органами государственной власти и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации


Государственный Совет активно участвовал в совместной законотворческой деятельности с Федеральным собранием Российской Федерации и законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.

В 2013 году Государственным Советом республики рассмотрены 619 проектов федеральных законов, направленных Государственной Думой для согласования.

В порядке законодательной инициативы депутаты Государственного Совета направили в Государственную Думу России 6 проектов федеральных законов.

При этом надо добавить, что именно в 2013 году была реализована первая из инициатив Государственного Совета пятого созыва, направленная в Государственную Думу России в декабре 2012 года. В июле прошлого года принят федеральный закон «О внесении изменения в статью 1151 в части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».


Для решения проблем, требующих регулирования на федеральном уровне, Государственным Советом принято 3 обращения в адрес органов государственной власти Российской Федерации.

Председатель Государственного Совета Удмуртской Республики в 2013 году принимал участие в заседаниях Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа.

Депутаты Государственного Совета участвовали в мероприятиях Государственной Думы и Совета Федерации.


Взаимодействие с представительными органами

муниципальных образований


В 2013 году был реализован целый ряд мероприятий Государственного Совета Удмуртской Республики в части взаимодействия с представительными органами муниципальных образований.

Прошли два выездных заседания Президиума Государственного Совета – в городах Воткинске и Ижевске, выездные заседания постоянных комиссий и депутатских фракций.

Члены Президиума Государственного Совета регулярно участвовали в работе сессий представительных органов МО.

С начала созыва проведены четыре семинара-совещания со специалистами, обеспечивающими деятельность представительных органов муниципальных образований.

За 2013 год с обращениями в адрес Государственного Совета Удмуртской Республики выступили 7 муниципальных образований. Это город Глазов, Вавожский, Глазовский, Киясовский, Кезский, Можгинский и Малопургинский районы. Все обращения рассмотрены в профильных комиссиях, даны соответствующие ответы.


Выполнение контрольных полномочий


Важное место в деятельности Государственного Совета занимают различные формы парламентского контроля.

Ряд отчетов и докладов, в том числе Отчет Правительства о работе за год, был заслушан на сессиях Государственного Совета.

Как уже было сказано, 24 вопроса в порядке контроля рассмотрел Президиум Госсовета.

Этой же цели служит «правительственный час». Должен отметить, что нам удалось обеспечить его проведение практически на каждой сессии.

Основную роль в деле парламентского контроля играет, безусловно, Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики. План контрольно-проверочных и экспертно-аналитических мероприятий комитета был согласован с Президентом Удмуртской Республики и утвержден Президиумом Государственного Совета Удмуртской Республики.

В 2013 году Контрольным комитетом проведено 187 мероприятий, в том числе 36 экспертно-аналитических, 99 контрольно-проверочных и 52 внешние проверки бюджетной отчетности. Из общего числа мероприятий 15 проведено дополнительно по поручениям Президента и Государственного Совета, 39 – по обращениям органов местного самоуправления.

Более подробную информацию о деятельности этого ведомства в 2013 году мы услышим на сессии, где с отчетом выступит председатель Контрольного комитета.


Работа с обращениями граждан


Важное место в деятельности Государственного Совета Удмуртской Республики занимает работа с обращениями граждан.

За 2013 год в Государственный Совет Удмуртской Республики поступило 468 письменных обращений граждан. Более половины – из Ижевска.

Коллективные обращения составили пятую часть. 43 % обращений пришло от работников различных предприятий.

Главные темы обращений – здравоохранение, правопорядок и правовая защита граждан, жилье и коммунальное хозяйство.

В 13 % обращений поднимались вопросы, решение которых входит в круг полномочий Государственного Совета Удмуртской Республики. Остальные обращения были направлены Государственным Советом в органы исполнительной власти и местного самоуправления. Всем заявителям даны ответы.

На личном приёме у депутатов побывало за год свыше 11 тысяч избирателей.



Информационное освещение деятельности

Государственного Совета Удмуртской Республики


Информационная политика Государственного Совета Удмуртской Республики в 2013 году призвана была обеспечить всестороннее освещение законотворческого процесса нового состава парламента, создание условий для прямого диалога власти и общества.

На 1 января 2014 года при Государственном Совете аккредитовано свыше 75 журналистов из 25 средств массовой информации, в том числе общероссийских.

За год проведено 25 пресс-конференций с участием Председателя Государственного Совета, его заместителей, председателей постоянных комиссий, руководителей фракций и депутатского объединения.

Работа Государственного Совета в постоянном режиме освещалась действующими в республике телекомпаниями, всего в телеэфир вышло свыше 350 новостных сюжетов.

В эфир телерадиокомпании «Удмуртия» вышло 7 выпусков телепрограммы «Госсовет Удмуртии – в действии».

На радиоканале «Моя Удмуртия» за год вышло в эфир более 30 выпусков парламентской программы на удмуртском языке и 60 выпусков на русском языке.

В общей сложности за год только в республиканских печатных СМИ, учредителем которых является Госсовет, было опубликовано свыше 1100 материалов о различных аспектах деятельности парламента республики.

На 30 процентов повысилась посещаемость официального сайта Государственного Совета.


Работа Аппарата по обеспечению деятельности Государственного Совета Удмуртской Республики


Говоря об итогах деятельности Государственного Совета Удмуртской Республики в 2013 году, нельзя не сказать самые добрые слова в адрес Аппарата Госсовета, который выступал настоящим помощником депутатов. Подробно о сделанном Аппаратом Государственного Совета можно узнать из отчета.


Задачи Государственного Совета на 2014 год


Уважаемые коллеги и приглашенные!

Не могу не сказать сегодня также несколько слов о своем видении главных направлений деятельности Государственного Совета в году наступившем.

В основе нашей работы будут цели и задачи, сформулированные в Послании Президента России Федеральному Собранию страны и Докладе Президента Удмуртии о положении в республике, которые прозвучали в декабре минувшего года.

Их законодательное обеспечение нашло отражение в Плане законотворческой работы Государственного Совета на 2014 год.

Можно ожидать, что в недалеком будущем произойдут и крупные изменения в местном самоуправлении, работа над концепцией реформы в разгаре.

Хотелось бы также сделать работу каждого депутата и Государственного Совета в целом более доступной и понятной для избирателей.

Считаю, что этому послужат Дни Государственного Совета в городах и районах, которые включали бы в себя встречи депутатов с трудовыми коллективами, приём избирателей, анализ правоприменения.

Еще один наш резерв – использование личных страничек депутатов на сайте Государственного Совета. Надо активнее наполнять их информацией о проводимой работе.

Больше внимания должны мы уделить организации работы нового состава Молодежного парламента, тем более что он находится на этапе становления.

В декабре 2014 года исполняется 20 лет действующей Конституции Удмуртской Республики. При подготовке к этой памятной дате надо в полной мере использовать тот полезный опыт, который накоплен в ходе мероприятий 2013 года, посвященных 20-летию Конституции России и 75-летию парламентаризма Удмуртии.

Безусловно, депутаты не останутся в стороне и от выборов Главы республики, которые должны пройти в сентябре.


В заключение, уважаемые коллеги, позвольте поблагодарить вас за понимание и достойное отношение к делу, плодотворную коллективную работу, активное взаимодействие с избирателями.

В достижениях республики есть и наш весомый вклад!

Спасибо за внимание.

Возврат к списку