Версия для слабовидящих
О реализации с Закона Удмуртской Республики от 05.05.2006 г. №13-РЗ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»

О реализации с Закона Удмуртской Республики от 05.05.2006 г. №13-РЗ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»

27.03.2017

О реализации с Закона Удмуртской Республики от 05.05.2006 г. №13-РЗ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»

Государственный Совет постоянно совершенствует законодательство в сфере государственной поддержки семей с детьми, активно взаимодействует с Министерством социальной, семейной и демографической политики и всеми заинтересованными ведомствами.

За время действия, с 2006 года, в Закон Удмуртской Республики «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» вносились изменения 16 раз. Все они направлены на улучшение положения многодетных семей.

Ежегодно при принятии закона УР о бюджете постоянная комиссия по здравоохранению, демографической и семейной политике предлагает поправки в проект бюджета. В 2016 году удалость увеличить сумму питания детей из многодетных малообеспеченных семей с 26 рублей в день до 30. Постоянной комиссией разработан проект закона УР о льготах на транспортный налог для многодетных семей.

Закон «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» рассматривался на Дне ГС УР в Завьяловском районе, на многочисленных «круглых столах» с участием органов власти, представителей многодетных семей, общественных организаций.

В Удмуртской Республике наблюдается положительная динамика основных демографических процессов.

С 2009 года сохраняется естественный прирост населения. По предварительным данным Удмуртстата в 2016 году естественный прирост составил 1 934 человека, то есть родилось 21 024 ребенка, умерло 19 090 человек.

Высокий уровень рождаемости обусловлен ростом вторых и последующих рождений. Доля 2-х и последующих рождений составила 64,7% от общего количества родившихся (2015г - 62,4 % от общего количества рождений; 2014 г – 60,3%, 2013 год - 58,4 %). Доля 1-х рождений составила 35,3% (в январе – декабре 2015 года – 37,6 %).

В связи с чем в Удмуртской Республике наблюдается ежегодный рост количества многодетных семей.

На 1 января 2017 года зарегистрировано 19 398 многодетных семей (на 1 января 2016 года - 18 309, на 1 января 2015 года – 16 829), в них воспитывается 62 671 ребенок.

Категории семей

Годы

2013

2014

2015

2016

Многодетные семьи

15 420

16 829

18 309

19 398

Многодетные малообеспеченные семьи

14 193

14 455

15 994

16 629

В то же время растет и количество многодетных малообеспеченных семей. На 1 января 2016 года зарегистрировано 16 629 многодетных малообеспеченных семей (на 1 января 2016 года - 15 994, на 1 января 2015 года - 14 455, на 1 января 2014 года – 14 193), в которых воспитывается 54 120 детей.

В соответствии с Законом Удмуртской Республики «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» мерами социальной поддержки в 2016 году воспользовались 20 233 многодетные семьи (в 2015 году - 18 770 семей, в 2014 году - 17 325 семей, в 2013 году – 16 141 семья).

Уполномоченными органами государственной власти Удмуртской Республики по вопросам передачи органам местного самоуправления государственных полномочий являются:

по компенсации многодетным семьям произведенных расходов на оплату коммунальных услуг в размере 30 процентов - Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики

по бесплатной выдаче лекарств, приобретаемых по рецептам врачей (фельдшеров), для детей до достижения ими возраста 6 лет и 6 месяцев - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики

по компенсации стоимости проезда на внутригородском транспорте, а также в автобусах пригородного сообщения для учащихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), путем выдачи проездных билетов - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики

по предоставлению безвозмездных субсидий на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение жилых помещений для малоимущих многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, - Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики, которое также осуществляет координацию деятельности уполномоченных органов государственной власти Удмуртской Республики по вопросам передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

В 2017 году на предоставление мер из бюджета Удмуртской Республики предусмотрено более 300,0 млн. рублей (в 2016 году - более 280,0 млн. рублей, в 2015 году - 240,0 млн. рублей, в 2014 году – 249,0 млн. рублей).

Информацию о реализации мер социальной поддержки многодетных семей в Удмуртской Республике вы видите на слайде.

Информация о реализации мер социальной поддержки многодетных семей в Удмуртской Республике

2014 год

2015 год

2016 год

Кол-во

Сумма, млн. руб.

Кол-во

Сумма, млн. руб.

Кол-во

Сумма, млн. руб.

1

2

3

4

5

6

7

Бесплатный проезд

14 370

45,6

16 668

52, 6

17 655

69,1

Бесплатное питание (в 2014 году – 26,04 рубля, в 2015 году – 27,32 рубля, в 2016 году – 30,0 рублей)

21 252

91,2

24 606

97,7

26 204

125,6

Компенсация расходов на оплату коммунальных услуг

10 511

60,7

10 665

63,5

10 524

70,1

Безвозмездная субсидия на улучшение жилищных условий

52

32,3

45

21,4

39

20,0

Бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей до достижения ими возраста 6 лет и 6 мес.

10 618

7,9

13 146

6,8

20 300

4,9

Несмотря на увеличивающиеся расходы в процессе предоставления мер социальной поддержки у уполномоченных органов государственной власти Удмуртской Республики, муниципальных образований в Удмуртской Республике, возникают вопросы и проблемы:

1.         Стоимость бесплатного питания для обучающихся образовательных организаций, осваивающих образовательную программу начального общего, основного общего или среднего общего образования из многодетных малообеспеченных семей составляет 30,0 руб. (один раз в учебный день). Реальная стоимость питания в школах составляет в среднем 50-60 руб.

Не всеми школами проработан с родителями вопрос по возможности доплаты до стоимости обычного обеда. У школ возникает необходимость составления отдельного меню, детям из многодетных семей накрывают отдельные столы, что влечет за собой появление у этих детей чувства ущербности, не равенства.

Этот вопрос находится на контроле постоянной комиссии по здравоохранению, демографической и семейной политике Государственного Совета Удмуртской Республики. При формировании бюджета Удмуртской Республики на 2017 год комиссия выходила с увеличением стоимости питания до 35,0 рублей, предложение было отклонено. При формировании бюджета на 2018 год этот вопрос планируется поднять вновь.

2.       Ежегодно увеличивается количество многодетных семей, воспользовавшихся компенсацией произведенных расходов на оплату коммунальных услуг в размере 30 процентов. В 2016 году – 10 524 семей.

3.       Самой востребованной у многодетных семей мерой в решении улучшения жилищных условий является получение безвозмездной субсидии на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение жилых помещений за счёт средств бюджета Удмуртской Республики.

По данным муниципальных образований республики в очереди на субсидию стоят 1 409 многодетных малообеспеченных семей.

Начиная с 2012 по 2014 годы на предоставление безвозмездной субсидии из бюджета республики выделялось по 30,0 млн. рублей, в 2015 и 2016 годах эта сумма составляла 20,0 млн. рублей.

Годы

Безвозмездные субсидии на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение жилых помещений для малоимущих многодетных семей

Сумма средств, млн. руб.

Количество семей

2012

30,0

61

2013

31,8

59

2014

32,3

52

2015

21,4

45

2016

20,0

39


Реальная потребность финансовых средств на предоставление меры социальной поддержки многодетным семьям на улучшение жилищных условий составляет более 1,0 млрд. рублей.

Региональным законодательством предусмотрены альтернативные меры по улучшению жилищных условий.

Предоставление льготного жилищного займа за счет средств бюджета УР и социальных выплат при рождении (наличии) 3-х и более детей. На 1 января 2017 года в список на улучшение жилищных условий в соответствии с постановлением Правительства УР «О мерах по улучшению жилищных условий многодетных семей за счет средств бюджета Удмуртской Республики» внесены 1 225 многодетных семей. В 2016 году 63 семьи получили жилищные займы на общую сумму 42 млн 975 тыс. рублей. Деятельность по предоставлению целевых жилищных займов осуществляет бюджетное учреждение УР «Центр жилищных инициатив», уполномоченное Правительством УР.

Бесплатное предоставление земельных участков в собственность граждан осуществляется в соответствии с законом Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года № 68-РЗ. В муниципальных образованиях республики на 1 января 2017 года 3 415 многодетных семей поставлены на учёт на бесплатное предоставление земельных участков. 2 343 семьи уже получили земельные участки. На 877 участках уже осуществляется строительство, построено 27 жилых домов.

4.         Теперь, что касается меры по компенсации стоимости проезда на внутригородском транспорте, а также в автобусах пригородного сообщения для учащихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), путем выдачи проездных билетов.

Учащимся предоставляется проездной на календарный год, с правом неограниченного количества проезда, в Ижевске и Завьяловском районе предоставляется на три вида транспорта.

В настоящее время стоимость проездного билета по республике на одного школьника составляет 330,0 руб. в месяц и 420,0 руб. в Завьяловском районе и г. Ижевске, для учащихся НПО 730,0 руб. по республике и 1000,0 руб. в Завьяловском районе и г. Ижевске.

В настоящее время из 27 367 школьников из многодетных малообеспеченных семей бесплатным проездом пользуются только 17 655 человек. Одной из причин этого является отсутствие перевозчиков в сельской местности.

А в связи с вступлением в силу Федерального закона № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» проблема усугубляется.

Все регулярные перевозки будут делиться на 2 вида:

- регулярные перевозки пассажиров по регулируемым тарифам с предоставлением льгот;

- регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам без предоставления льгот.

Конкурсы на право заключения договоров об организации пассажирских перевозок по регулируемым тарифам с предоставлением льгот будут проводиться в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Начальная (максимальная) цена контракта на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам будет определяться исходя из объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых на предоставление субсидий, связанных с предоставлением льготного проезда. Транспортные организации и индивидуальные предприниматели в свою очередь при заключении государственных контрактов в установленном порядке будут оценивать заявленную сумму цены контракта, и в зависимости от этого ими будут приниматься решения по участию в конкурсе. В случае если на маршрут никто из перевозчиков не заявится, органы государственной власти или органы местного самоуправления будут вынуждены проводить открытый конкурс на право осуществления перевозок, но уже по нерегулируемым тарифам, которые не предусматривают предоставление льготного проезда.

Это может привести к тому, что дети из многодетных малообеспеченных семей, получившие проездной билет в соответствии с Законом Удмуртской Республики «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» не смогут воспользоваться данной мерой поддержки.

В связи с вышеизложенным с целью сохранения данной меры в необходимом объёме Министерство социальной, семейной и демографической политике предлагает:

Изменить порядок предоставления указанной меры поддержки, компенсируя проезд детей по факту предоставления заявителем проездных документов (проездных билетов), но не более стоимости проездного билета, утвержденной приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики «О стоимости месячных проездных билетов за проезд пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом общего пользования в городском сообщении в границах населенных пунктов Удмуртской Республики». Потребует ли этот вариант решения проблемы дополнительных финансовых средств сказать невозможно, так как принцип заявительный.

Закон УР «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» находится на контроле постоянной комиссии, 16 февраля был рассмотрен на заседании Президиума ГС УР.

Проектом постановления предложено:

1. Рекомендовать Правительству Удмуртской Республики при формировании проекта бюджета Удмуртской Республики на 2018 год предусмотреть:

1) увеличение стоимости питания для обучающихся образовательных организаций, осваивающих образовательную программу начального общего, основного общего или среднего общего образования из многодетных малообеспеченных семей;

2) увеличение финансовых средств на предоставление безвозмездной субсидии на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение жилых помещений на улучшение жилищных условий.

2. Постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики по здравоохранению, демографической и семейной политике подготовить и внести на рассмотрение Государственного Совета Удмуртской Республики проект закона Удмуртской Республики «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (в части изменения порядка компенсации стоимости проезда на внутригородском транспорте, а также в автобусах пригородного сообщения для учащихся из многодетных малообеспеченных семей).

 


Возврат к списку