Версия для слабовидящих
В Ижевске прошло расширенное совещание по вопросам совершенствования правового регулирования в сфере государственного и муниципального контроля

В Ижевске прошло расширенное совещание по вопросам совершенствования правового регулирования в сфере государственного и муниципального контроля

16.09.2020
Сегодня под руководством председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания России по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслава Тимченко в Ижевске состоялось расширенное совещание Комитета и Временной комиссии Совета Федерации по совершенствованию правового регулирования в сфере государственного и муниципального контроля в России. 
В мероприятии приняли участие Председатель Государственного Совета Удмуртской Республики Владимир Невоструев, Председатель Правительства республики Ярослав Семенов, Главный федеральный инспектор по Удмуртии Сергей Панов, члены Совета Федерации, руководители региональных министерств и ведомств, территориальных органов федеральных органов государственной власти, в том числе представители, отвечающие за контрольно-надзорную деятельность. В режиме видеоконференцсвязи в обсуждении участвовали представители федеральных ведомств, а также органов государственной власти 13 субъектов Приволжского федерального округа.
Открывая встречу, Вячеслав Тимченко отметил, что цель сегодняшнего совещания - поделиться опытом работы организации системы государственного контроля, высказать предложения по совершенствованию нормативной правовой базы в этой сфере, обсудить актуальные вопросы, с которыми сталкиваются регионы в процессе правоприменительной практики, а также сложности, возникающие при взаимодействии с надзорными органами. 
Принятые в июле 2020 года федеральные законы «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» являются ключевыми документами реформы контрольно-надзорной деятельности. Закон об обязательных требованиях закрепляет на законодательном уровне механизм «регуляторной гильотины», ключевой предпосылкой к которой во многом стало большое количество устаревших, противоречивых норм. Механизм направлен на формирование новой системы актуальных требований. Срок вступления в силу закона – 1 ноября 2020 года, срок реализации «регуляторной гильотины» – 1 января 2021 года.
Закон о государственном контроле и муниципальном контроле закрепляет систему и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий, устанавливает гарантии прав контролируемых лиц, а также вводит новые институты и инструменты, позволяющие снизить административную нагрузку на хозяйствующие субъекты. 
«Это базовые законы, которые кардинально меняют систему контрольно-надзорной деятельности как на государственном, так и на муниципальном уровне - пояснил Вячеслав Тимченко, - «Регуляторная гильотина», которая проводится по поручению нашего Президента, изменит всю систему, в том числе поддержки и развития бизнеса и позволит сделать новый рывок в развитии нашей экономики». Руководитель профильного комитета добавил, что одна из ключевых задач изменений – сместить акцент с проведения проверок и наложения штрафных санкций на профилактику нарушений, создать действенный превентивный механизм, который поможет предпринимателям качественно организовать работу. Сейчас задача регионов – детально проанализировать свою нормативную базу и привести её в соответствие с новыми требованиями, чтобы система эффективно заработала по всей стране. 
Председатель Государственного Совета Удмуртской Республики Владимир Невоструев в своем выступлении отметил, что сегодня Удмуртия в числе 10 субъектов Российской Федерации участвует в реализации пилотного проекта по формированию единого органа государственной власти, ответственного за осуществление регионального государственного контроля. В регионе создана специальная рабочая группа, принята и исполняется «дорожная карта» по реализации пилотного проекта.
Владимир Невоструев сообщил, что в Государственном Совете Удмуртии также действует рабочая группа, в задачи которой в том числе входит детальный анализ существующей нормативной правовой базы и выработка предложений о внесении изменений или принятии новых нормативных правовых актов.
«Наша задача - создать действенный, чёткий и простой механизм государственного контроля и надзора, - подчеркнул спикер республиканского парламента, - федеральный закон определил ориентиры для нашей работы на местах… Уверен, что совместными усилиями удастся добиться того, что вопросов в контрольно-надзорной деятельности станет существенно меньше, а возможностей для развития – намного больше».
Председатель Государственного Совета рассказал, что вопросы, касающиеся применения «регулярной гильотины» в законодательном органе Удмуртии обсуждаются уже довольно давно. В прошлом году Государственный Совет республики озвучил ряд предложений, касающихся пересмотра подходов к обязательным контрольно-надзорным действиям в отношении бюджетных, автономных, казенных учреждений, в рамках Дней Удмуртии в Федеральном Собрании. 
Среди наиболее актуальных положений нового закона спикер парламента республики отметил законодательное закреплении приоритета профилактических мероприятий над контрольно-надзорными, возможность обмена информацией с контрольными органами через портал госуслуг, а также проведения дистанционных проверок, что в сегодняшних непростых условиях особенно актуально.
Председатель Правительства Удмуртской Республики Ярослав Семенов акцентировал внимание участников заседания на том, что в системе контроля и надзора очень важны два направления изменений: организационное и законодательное, так как развитие экономики зависит, в том числе, от эффективности работы предприятий.
«Если говорить про организационную составляющую, то мы с вами еще в 2018 году пошли по пути реформы контрольно-надзорной деятельности. На базе Главного управления по государственному надзору были объединены три инспекции: жилищная инспекция, стройнадзор и надзор за состоянием самоходной техники. Если говорить о законодательных инициативах и изменениях, то со следующего года мы вступаем, фактически, в новую эру контрольно-надзорной деятельности. Самая главная задача контролера – не наказать, не отчитаться количеством проверок, а предупредить, предостеречь. Используя риск-ориентированный подход, мы понимаем, где у нас наибольшая вероятность нанесения ущерба или вреда, и именно в этом направлении будет двигаться надзорная деятельность. Поэтому мы рады, что именно Удмуртия стала площадкой для пленарного заседания. Мы готовы выступать пилотной площадкой и быть передовиками среди тех, кто переходит на новый вид контрольно-надзорной деятельности», - сказал Ярослав Семенов.
Об особенностях внедрения нового федерального закона рассказали статс-секретарь - заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Алексей Херсонцев и директор департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России Александр Вдовин. Министр экономики Удмуртии Михаил Тумин доложил о реализации пилотного проекта по формированию в Удмуртской Республике единого органа государственной власти, ответственного за осуществление регионального государственного контроля. 
Кроме того, своим опытом в сфере организации контрольно-надзорной деятельности поделились представители законодательных и исполнительных органов власти субъектов Приволжского федерального округа. В ходе совещания также были затронуты вопросы поддержки предпринимательства и взаимодействия бизнес-сообщества с надзорными органами.
Члены Совета Федерации высоко оценили систему работы, выстроенную в Удмуртии, особо отметив слаженный механизм поддержки предпринимательского сообщества, открытость органов государственной власти республики, готовность к диалогу и внимание к обращениям общественности и бизнес-структур. При этом индекс административного давления на бизнес в регионе остается одним из самых низких в России. 
Председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания России по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко поблагодарил Государственный Совет и Правительство Удмуртии, глав муниципальных образований и руководителей предприятий региона за конструктивный диалог, профессиональный подход и совместную работу в рамках визита делегации верхней палаты российского парламента.
«Мы удовлетворены результатами нашей работы в республике, - сказал он, - Все предложения, которые прозвучали в выступлениях, будут, безусловно, учтены при дальнейшей работе над нормативными актами и законопроектами».

Возврат к списку