Версия для слабовидящих
В Ижевске прошли молодёжные парламентские слушания на тему: «Цифровое портфолио: вызовы и возможности»

В Ижевске прошли молодёжные парламентские слушания на тему: «Цифровое портфолио: вызовы и возможности»

24.05.2019
В столице республики прошли молодёжные парламентские слушания, посвященные вопросам создания и применения цифровых портфолио, организованные молодежным парламентом Удмуртии. В мероприятии приняла участие председатель постоянной комиссии по науке, образованию, культуре, национальной, молодежной политике и спорту Татьяна Ишматова. Также участниками слушаний стали представители региональных министерств образования и науки, информатизации и связи, Общественной палаты региона, образовательных учреждений, студенческая молодёжь, члены Всероссийского движения школьников, Детского парламента при Уполномоченном по правам ребёнка при Главе Удмуртии. 
Первый заместитель Председателя Молодёжного парламента республики Евгений Шиляев рассказал, что тема создания и применения цифрового портфолио детально обсуждалась в ходе круглого стола, посвященного вопросам подготовки кадров в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», который в марте текущего года провёл Молодежный парламент при Государственной Думе РФ. В частности, в национальном проекте «Цифровая экономика» установлено, что в России к концу 2024 года должна быть создана система индивидуальных цифровых портфолио. Реализация этих механизмов призвана способствовать дополнительной мотивации учащихся, формированию у них необходимых обществу и государству компетенций, обеспечив при этом открытость и прозрачность конкуренции при поступлении в вуз и трудоустройстве.
Одним из решений, принятых в ходе круглого стола, стало предложение о подготовке проекта федерального закона, вносящего изменения в закон «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующие формирование базы индивидуальных электронных портфолио и устанавливающие порядок доступа к ним. 
Предполагается, что цифровое портфолио должно содержать индивидуальные достижения обучающегося, что позволит установить перечь сформировавшихся у него компетенций. Авторы инициативы полагают, что такая система позволит учащемуся в будущем стать более конкурентоспособным на рынке труда, поскольку работодатель будет обладать полным объемом информации о процессе его обучения, его сильных и слабых сторонах. 
В настоящее время, отметил Евгений Шиляев, среди подобных российских практик можно отметить электронное портфолио обучающихся по программам магистратуры и аспирантуры в московских вузах, а также набирающую популярность платформу «электронный дневник».
Татьяна Ишматова подчеркнула актуальность обсуждения вопросов развития цифровой экономики, особенно в системе образования. Депутат отметила, что к внедрению любого этапа цифровизации необходимо подходить взвешенно, основываясь на имеющихся ресурсах и условиях каждой конкретной территории и обоснованной необходимости внедрения той или иной новации. 
«Для того, чтобы двигаться дальше, мы должны провести анализ ситуации, которая есть в текущий момент, насколько наши образовательные организации могут обеспечить доступность создания таких цифровых портфолио для всех обучающихся, независимо от расположения. Самое главное, на мой взгляд, - вопрос мотивации, то есть – для чего? Мы часто и в законотворчестве об этом рассуждаем: документ ради документа никогда не получит своего последующего применения и развития. Если будет действенное дальнейшее применение этого портфолио, тогда будет и мотивация, соответственно, чтобы его наполнять», - сказала руководитель профильной постоянной комиссии Госсовета. 
Татьяна Ишматова также акцентировала внимание на том, что сегодня не все школы Удмуртии обеспечены равным доступом в интернет.
По мнению участников совещания, инициатива внедрения цифровых портфолио, безусловно, положительная, она направлена на прогрессивное развитие и оптимизацию процесса образования, а также позволяет аккумулировать все личностные достижения учащихся в единой базе, обеспечивая их долговременную сохранность. Однако есть множество вопросов, которые требуют последовательного анализа и выверенных решений. 
Первый – о том, как должна выглядеть система в целом и на какой платформе она должна создаваться. Во-вторых, кто будет заниматься заполнением портфолио, какая именно информация должна поступать в базу, а также как верифицировать эту информацию. При развитии современных дизайнерских технологий есть большая опасность попадания в базу поддельных сертификатов и дипломов. От самих школьников при этом прозвучали мнения о том, что заполнять цифровое портфолио следует не в обязательном порядке всем, а только тем ученикам, которые нацелены на перспективное развитие и собирают данные для своего дальнейшего продвижения. В этом случае есть смысл отдать право заполнения самим ученикам, а не учебному заведению, как предлагают молодые парламентарии при Госдуме. Кроме того, по словам участников парламентских слушаний, функции цифрового портфолио не должны ограничиваться только хранением данных – в них могут быть включены варианты обучения, повышения квалификации, развития тех или иных компетенций обучающихся. 
Все предложения и замечания, высказанные в ходе обсуждения, найдут своё отражение в итоговой резолюции круглого стола, которая будет направлена в адрес Молодёжного парламента при Государственной Думе для дальнейшей работы.  

Возврат к списку