Версия для слабовидящих
Отчет о работе постоянной комиссии за 2020 год

Отчет о работе постоянной комиссии за 2020 год


12.01.2021

Отчёт

о деятельности постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики  по науке, образованию, культуре, туризму и национальной политике в 2020 году

            Деятельность постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики по науке, образованию, культуре, туризму и национальной политике (далее – постоянная комиссия) в 2020 году была направлена на формирование государственной политики в области образования, науки, культуры, туризма, национальной политики, молодёжной политики, физического воспитания граждан.

            Председателем постоянной комиссия является Татьяна Витальевна Ишматова, заместителем председателя – Пётр Сергеевич Басов.

Члены постоянной комиссии:

1.      Зуев Сергей Александрович, помощник генерального директора АО «Воткинский завод»;

2.      Котельникова Марина Валерьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Героя Советского Союза Б.А. Смирнова» города Воткинска;

3.      Любимов Александр Иванович, советник при Ректорате ФГБУ ВО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»;

4.      Пахомов Владимир Витальевич, директор филиала ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» в  городе Воткинске;

5.      Петров Эдуард Степанович, директор Можгинского отделения Удмуртского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс»;

6.      Ураськин Андрей Иванович, директор АУК «Государственный национальный театр Удмуртской Республики».

 

За отчётный период подготовлено и проведено:

 8 заседаний постоянной комиссии, на которых было рассмотрено 26 вопросов, из них 12 проектов законов Удмуртской Республики;

– 1 мониторинг правоприменения закона Удмуртской Республики;

– 1 правительственный час на заседании сессии Государственного Совета Удмуртской Республики;

– 20 семинаров, круглых столов, рабочих совещаний по обсуждению актуальных вопросов деятельности постоянной комиссии, часть из которых состоялась в режиме видеоконференцсвязи.

За отчётный период рассмотрено:

– 10 вопросов на заседаниях Президиума Государственного Совета Удмуртской Республики;

– 92 проекта федеральных законов;

– 11 законодательных инициатив и обращений от субъектов Российской Федерации.

           

В 2020 году постоянной комиссией была проведена объёмная работа по разработке, обсуждению и принятию законопроектов, в том числе двух базовых проектов законов Удмуртской Республики.

            Закон Удмуртской Республики от 22 июля 2020 года № 51–РЗ «О некоторых вопросах развития туризма и туристской деятельности в Удмуртской Республике».

В настоящее время сфера туризма в Удмуртской Республике позиционируется как одна из молодых отраслей экономики региона. Перед туристской отраслью Удмуртии стоит задача не только сделать регион узнаваемым и особым, но и стать важным инструментом социально-экономического развития Удмуртии. Решение этой задачи видится, в том числе, через усовершенствования правовой базы, в частности, принятие закона, регулирующего отрасль туризма в Удмуртской Республике. Сфера туризма Удмуртской Республики, а также региональный туристский рынок в настоящий момент являются неотъемлемыми частями российской системы туризма. В связи с этим назрела необходимость комплексного приведения законодательства Удмуртской Республики о туристской деятельности в соответствии с российскими правовыми нормами, правилами и стандартами.

Закон был разработан в соответствии с Федеральным законом № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Принятие закона обусловлено введением на федеральном уровне важных стратегических документов, регулирующих отрасль – это «Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)», в рамках которой проводятся мероприятия по субсидированию объектов обеспечивающей инфраструктуры, а также «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года», предусматривающая комплексное развитие инфраструктуры туристских кластеров по приоритетным видам туризма.

Актуальность Закона заключается в формировании правовых основ современного туристского рынка, упорядочении отношений между участниками туристской деятельности, а также в привлечении инвестиций в туристскую индустрию Удмуртской Республики.

Цель Закона –  правовое регулирование туризма и туристской деятельности в Удмуртской Республике.

Задачи:

1. Создание благоприятных экономических условий для развития въездного, внутреннего и социального туризма, детского туризма и самодеятельного туризма;

2. Обеспечение доступности туристского продукта Удмуртской Республики для всех категорий граждан;

3. Обеспечение равных условий для осуществления туристской деятельности субъектами туристской индустрии Удмуртской Республики;

4. Создание новых рабочих мест в сфере туризма;

5. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферу туризма, привлечения государственно-частного и муниципально-частного партнерства в сфере туризма в Удмуртской Республике.

Закон Удмуртской Республики состоит из 24 статей и  предусматривает:

– определение основных задач и приоритетных направлений развития туризма;

– определение  механизма территориального планирования (определение понятия туристского кластера (туристской территории), методы его создания посредством разработки мастер-плана развития туристского кластера (туристской территории), плана развития туристского кластера (туристской территории), подготовка предложений уполномоченного органа для органов местного самоуправления по включению туристических зон в документы территориального планирования);

– порядок создания туристского кластера (туристской территории);

– механизм развития туристского кластера (туристской территории) через приоритетные туристические проекты (определение механизма наделения  туристского проекта статусом приоритетного туристского проекта, определение для него  мер государственной поддержки);

– определение механизма содействия в продвижении туристских продуктов Удмуртской Республики  путём утверждения единого туристского фирменного стиля Удмуртской Республики, присвоения объектам туристского показа, стоянкам туристского транспорта и иным объектам туристской индустрии единой туристской символики;

– разработка механизма поддержки бизнеса (мер государственной поддержки приоритетных направлений развития туризма в Удмуртской Республике в соответствии с законодательством Удмуртской Республики);

– определение мер государственной  поддержки социального туризма, детского туризма и самодеятельного туризма (оказание содействия в оздоровлении или организации путешествий для социально незащищенных слоев населения и людей с ограниченными возможностями;

– создание условий для обеспечения приема, организации общественного питания и транспортного обслуживания организованных групп детей, лиц с ограниченными возможностями здоровья;

– создание условий для развития сети детских лагерей, центров детского туризма, повышение качества услуг детского туризма за счет развития инфраструктуры;

– осуществление мер по разработке и внедрению экскурсионных программ, реализуемых на базе музеев, интегрированных с общеобразовательными программами;

– осуществление мер по внедрению «туристского сертификата», дающего право на льготы детям на образовательные туры с посещением объектов показа;

– осуществление поддержки работодателям, участвующим в развитии социального туризма, в том числе полностью или частично компенсирующую работникам затраты на организацию отдыха;

– поддержка общественных инициатив и проектов по развитию социально значимых направлений туризма, расширению участия в них волонтерских организаций;

– оказание туроператорам частичной компенсации затрат на оплату оздоровления и отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также оздоровление детей-инвалидов;

– создание специализированных площадок (зоны) отдыха;

– создание механизма информационного обеспечения туризма (популяризация турпродукта) в Удмуртской Республике (создание туристских информационных центров и обеспечения их функционирования; системы навигации и ориентирования в сфере туризма на территории Удмуртской Республики; подготовка, издание и распространение рекламно-информационных, справочных и иных информационных материалов; размещение информации о туристских ресурсах, объектах туристской индустрии в Удмуртской Республики средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»);

– создание и обеспечение благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам (ведение туристского реестра Удмуртской Республики, включающего сведения о туристских ресурсах Удмуртской Республики, об объектах и субъектах туристской индустрии Удмуртской Республики, а также общедоступные сведения о туристских проектах (включая приоритетные туристские проекты Удмуртской Республики), реализуемых на территории Удмуртской Республики, субъектах туристской индустрии Удмуртской Республики, реализующих эти проекты, а также об объектах туристской индустрии, задействованных в таких проектах);

– определение механизма контроля и мониторинга состояния туристской индустрии;

– разработку мер по созданию и обеспечению благоприятных условий для доступа к туристским ресурсам Удмуртской Республики.

Проект закона Удмуртской Республики «О некоторых вопросах развития туризма и туристской деятельности в Удмуртской Республике» разрабатывался при активном участии Правового управления Аппарата Государственного Совета Удмуртской Республики и Государственно-правового управления Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики. Проект несколько раз обсуждался на заседаниях рабочих групп. «Нулевое чтение» проекта закона состоялось на пленарном заседании Общественной палаты Удмуртской Республики.    

 

Закон Удмуртской Республики от 14 декабря 2020 года № 81-РЗ                                  «О праздничных днях и памятных датах Удмуртской Республики».

В год празднования 100-летия государственности Удмуртии принятие данного Закона стало знаковым историческим событием. Закон разработан в целях сохранения и развития исторических традиций Удмуртской Республики, утверждения и формирования духовно-нравственных ценностей и патриотического воспитания граждан, в целях повышения уровня информированности населения об истории Удмуртской Республики, формирования уважения к предыдущим поколениям. Схожие по своей сути законы о памятных датах и праздничных днях приняты в 44 субъектах Российской Федерации.

Закон Удмуртской Республики «О праздничных днях и памятных датах Удмуртской Республики» состоит из 9 статей и регулирует отношения, возникающие в связи с установлением праздничных дней Удмуртской Республики, определяет порядок установления памятных дат, определяет учреждение юбилейных медалей, не являющихся наградами Удмуртской Республики, определяет организацию и проведение мероприятий, посвященных праздничным дням и памятным датам Удмуртской Республики.

Принятым Законом в Удмуртской Республике устанавливается 19 памятных дат, связанных с важнейшими историческими событиями, а также посвященные героическим подвигам, личностям, жившим, работавшим на территории Удмуртской Республики и внесшим существенный вклад в развитие Удмуртской Республики. Среди них – дни рождения Трофима Борисова, Кузебая Герда, Григория Верещагина, Петра Чайковского, Михаила Калашникова, день окончания строительства и сдачи в эксплуатацию железной дороги Ижевск – Балезино и другие памятные даты.

Также Законом устанавливается 14 праздничных дней, посвященных важнейшим политическим, общественным и культурным событиям Удмуртской Республики, традициям на территории Удмуртской Республики, а также посвященные признанию заслуг работников различных сфер деятельности. Среди них – День государственности Удмуртской Республики, День принятия Конституции Удмуртской Республики, удмуртский национальный праздник «Гербер», День бабушки, День парламентаризма Удмуртской Республики, День удмуртского языка, День города Ижевска – столицы Удмуртской Республики и другие.

Статьёй 6 Закона предусмотрена отдельная процедура для включения дополнительных памятных дат и праздничных дней Удмуртской Республики.

Во время подготовки проекта закона (особенно касаемо памятных дат) велась тесная работа с Комитетом по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики. В сентябре 2020 года Закон обсуждался на круглом столе с участием представителей Комитета по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики, Государственно-правового Управления Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, Правового управления Аппарата Государственного Совета Удмуртской Республики, Общественной палаты Удмуртской Республики, Общественной палаты города Ижевска.

 

Закон Удмуртской Республики от 3 июня 2020 года № 25-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О Перечне должностных лиц Министерства образования и науки Удмуртской Республики, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных отдельными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей».

Законом вносятся изменения в связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 16 октября 2019 года № 336—ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей».                              В частности, к полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей относится осуществление в пределах своих полномочий регионального государственного контроля за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления.

 

 

Закон Удмуртской Республики от 4 июня 2020 года № 28-РЗ «О прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Удмуртской Республики по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях».

Закон разработан в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приводит в соответствие законодательство Удмуртской Республики. Органы местного самоуправления, наделённые отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, прекращают осуществление отдельных государственных полномочий.

 

Закон Удмуртской Республики от 22 июля 2020 года № 50-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О реализации полномочий в сфере образования».

Закон Удмуртской Республики «О реализации полномочий в сфере образования» приводится в соответствии:

– с Федеральным законом от 03 августа 2018 года № 337-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения» в части совершенствования механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и установление особенностей приёма на целевое обучение по образовательным программам высшего образования;

– с Федеральным законом от 02 декабря 2019 года № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части использования учебников при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

– с Федеральным законом от 01 марта 2020 года № 45-ФЗ «О внесении изменений в статьи 51 и 52 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части полномочий субъектов Российской Федерации по установлению размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением руководителям и заместителям руководителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций, руководителям структурных подразделений таких образовательных организаций и их заместителям, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), социальных гарантий и мер социальной поддержки (компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения).

Законом предусматривается уточнение категорий лиц, относящихся к статусу молодого специалиста, которым будут осуществляться единовременные денежные выплаты в первые три года работы в образовательных организациях Удмуртской Республики.

 

Закон Удмуртской Республики от 13 октября 2020 года № 59-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О регулировании межбюджетных отношений в Удмуртской Республике» и Закон Удмуртской Республики «О реализации полномочий в сфере образования» в части обеспечения обучающихся                  по образовательным программам в государственных и муниципальных образовательных организациях бесплатным горячим питанием».

Проект закона разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации по реализации Послания Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года по обеспечению бесплатным горячим питанием всех учеников начальной школы с первого по четвертый класс, а также вступающими в силу с 1 сентября 2020 года изменениями в статью 37 Федерального закона об образовании в Российской Федерации. Согласно вносимым изменениям, обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных образовательных организациях Удмуртской Республики и муниципальных образовательных организациях в Удмуртской Республике обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Удмуртской Республики, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

 

На сессии Государственного Совета УР в октябре 2020 года принята законодательная инициатива «О внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Большая часть зданий, находящихся на государственной охране в качестве объектов культурного наследия, имеет нескольких собственников. Право собственности у данных объектов зарегистрировано на помещение в таком здании. 

В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, а также применяемыми по аналогии нормами жилищного законодательства общее имущество таких зданий (крыша, фундаменты, лестничные марши, несущие стены, фасады и т.п.) принадлежат собственникам помещений в таком здании. Соответственно доля обязательных расходов каждого собственника на содержание общего имущества в здании должна  определяться его долей в праве общей собственности на общее имущество в таком здании.

В сфере содержания общего имущества многоквартирных жилых домов жилищным законодательством установлены порядок проведения капитального ремонта и содержания общего имущества таких домов, порядок и источники финансирования таких работ.

В отношении зданий, которые не являются многоквартирными домами, подобный порядок не определён. Проблема отсутствия установленного порядка содержания общего имущества зданий, не являющихся многоквартирными домами, большей частью касается зданий, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Часть собственников помещений в объекте культурного наследия не исполняют установленные Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» требования по сохранению и содержанию общего имущества объектов культурного наследия. Судебная практика позволяет лишь возместить расходы, понесённые на ремонт общего имущества здания одним из собственников, с другого собственника пропорционально доли. Но зачастую стоимость ремонтно-реставрационных работ объективно не позволяет одному добросовестному собственнику добровольно возложить на себя финансовое бремя содержания всего общего имущества объекта культурного наследия. В результате на содержание общего имущества объекта культурного наследия расходы такими собственниками не несутся.

В этой связи предлагается установить обязанность собственников помещений в объекте культурного наследия заключать договор на содержание общего имущества такого объекта, включая финансирование проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

Полномочиями по утверждению типовых условий договора предлагается наделить Правительство Российской Федерации.

 

На сессии Государственного Совета УР в декабре 2020 года принята законодательная инициатива «О внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно части 2 статьи 40 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

Принимая во внимание тот факт, что в некоторых муниципальных образованиях – поселениях отмечается прирост населения и площадей за счёт увеличения объектов индивидуального жилищного строительства, индивидуальной застройки и малоэтажного строительства, возникает проблема дополнительной нагрузки на образовательные организации поселений в целом. Одним из острых аспектов вышеуказанной проблемы является организация бесплатной перевозки детей с окраин муниципальных образований – поселений до образовательных организаций и обратно при условии отсутствия общественного транспорта и с учётом того, что расстояние между местом жительства несовершеннолетних и учебными заведениями зачастую превышает санитарные нормы пешеходной доступности.

Согласно требованиям Федерального закона от 29 декабря 2012 года      № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населёнными пунктами в составе городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Таким образом, финансирование подвоза учащихся до учебных заведений внутри поселений муниципальных районов действующим законодательством не предусмотрено, а оплата перевозки обучающихся учредителями влечёт за собой нецелевое расходование бюджетных средств.

 

 

Правительственный час на сессии Государственного Совета УР

 

В октябре 2020 года постоянная комиссия подготовила к рассмотрению правительственный час на тему «О реализации национального проекта «Образование» на территории Удмуртской Республики». Перед депутатским корпусом выступила министр образования и науки Удмуртской Республики С.М. Болотникова, которая проинформировала о реализации национального проекта «Образование» на территории Удмуртской Республики». Национальный проект «Образование» предполагает качественное улучшение уровня и доступности не только школьного и дополнительного образования детей, но и среднего профессионального образования, а также системы повышения квалификации в различных областях, развитие системы дистанционного и непрерывного образования. Планируется масштабная цифровизация образовательной среды с охватом, в том числе, сельских территорий и малых городов. Успех в этой сфере — фундамент для результативного выполнения остальных национальных проектов. По итогам рассмотрения депутатами принято постановление Государственного Совета Удмуртской Республики, в котором Министерству образования и науки Удмуртской Республики рекомендовано:

– продолжить работу по реализации национального проекта «Образование» на территории Удмуртской Республики в целях повышения результативности и эффективности в достижении целевых показателей, определённых национальным проектом;

– обеспечить необходимые меры для конструктивного взаимодействия между исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики, Государственным Советом Удмуртской Республики и органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, в целях реализации национального проекта «Образование». 

 

Мониторинг правоприменения законодательства Удмуртской Республики

 

С 1 января 2019 года в Удмуртской Республике начал действовать Закон Удмуртской Республики № 91-РЗ «О патриотическом воспитании в Удмуртской Республике». Постоянной комиссией с августа 2019 года осуществлялся мониторинг правоприменения данного Закона Удмуртской Республики. Мониторинг осуществлялся совместно с Правовым управлением, Управлением информационно-аналитического обеспечения и Организационным управлением Аппарата Государственного Совета Удмуртской Республики.

Целью проведения мониторинга является проведение комплексного изучения правового регулирования отношений в сфере патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан, проживающих на территории Удмуртской Республики. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

1) сбор, обработка и систематизация информации о практике применения Закона Удмуртской Республики «О патриотическом воспитании в Удмуртской Республике»;

2) анализ информации о практике применения норм Закона «О патриотическом воспитании в Удмуртской Республике»;

3) подготовка предложений по совершенствованию законодательства.

Период проведения мониторинга с августа 2019 года по январь 2020 года.

Программа проведения мониторинга включала в себя следующие мероприятия:

– август 2019 года –  разработка целевых показателей мониторинга правоприменения Закона Удмуртской Республики «О патриотическом воспитании в Удмуртской Республике»;

– ноябрь - декабрь 2019 года – сбор информации по целевым показателям мониторинга от всех субъектов патриотического воспитания Удмуртской Республики, в том числе от министерств и ведомств Удмуртской Республики, муниципальных образований Удмуртской Республики, Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике, Военного комиссариата Удмуртской Республики. Хочется отметить, что вопрос о проведении мониторинга был озвучен в июне 2019 года на Координационном совете руководителей представительных органов при Председателе Государственного Совета Удмуртской Республики. Председателям районных Советов и городских Дум было рекомендовано взять проведение мониторинга в муниципальных образованиях на особый контроль. Отрадно, что большинство муниципальных образований Удмуртской Республики рассмотрели итоги мониторинга в своих муниципалитетах на сессиях представительных органов – провели анализ и наметили дальнейшие планы по данному направлению;

– декабрь 2019 года – январь 2020 года – обработка, анализ и обобщение предварительных результатов мониторинга.

Итоги мониторинга правоприменения Закона были рассмотрены на расширенном заседании Президиума Государственного Совета Удмуртской Республики 13 февраля 2020 года.

Подводя итоги мониторинга постоянная комиссия отмечает, что принятый Закон оказывает положительное влияние на развитие патриотического воспитания в Удмуртской Республике. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, общественных организаций, учебных заведений всех уровней, религиозных объединений, учреждений культуры, воинских коллективов, средств массовой информации и других организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, поэтому в этот процесс необходимо вовлекать максимальное количество участников и организаций, охватывая различные возрастные категории.

Все субъекты патриотического воспитания, в том числе муниципальные образования охватывают все направления патриотического воспитания, используя для этого различные способы и инструменты. Однако большую часть всех проводимых мероприятий осуществляют общеобразовательные учреждения. Недостаточно охвачен контингент послешкольного возраста - молодежная среда. Положительным моментом является тот факт, что во всех муниципальных образованиях осуществляют свою деятельность волонтерские отряды и ВВПОД «Юнармия». Несмотря на эти положительные тенденции, следует отметить, что среди молодёжи, как в Российской Федерации, так и в Удмуртской Республике, существует низкий уровень знания истории Отечества.

В соответствии со статей 13 Закона в целях исполнения единой государственной политики в сфере патриотического воспитания, а также в целях материально-технического, информационно-методического и организационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания в Удмуртии создаются центры патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания. На момент принятия Закона данные цели и задачи выполняло Бюджетное учреждение Удмуртской Республики «Центр Патриотического Воспитания Граждан «Патриот Отечества», но в 2019 году данное учреждение было преобразовано путем объединения с другими учреждениями в Автономное учреждение Удмуртской Республики  «Молодёжный центр Удмуртской Республики». Надеемся, что вновь образованное учреждение будет продолжать активную работу в направлении патриотического воспитания. 

Проведенный мониторинг дает основание обозначить следующие организационно-правовые проблемы, препятствующие надлежащей реализации Закона Удмуртской Республики. Недостаточна финансовая поддержка СОНКО в муниципальных образованиях (по данным мониторинга только в 8 районах данные организации получили субсидии на реализацию проектов патриотической направленности). В республике недостаточно проработана нормативно правовая база по кадетскому воспитанию.

Президиум Государственного Совета Удмуртской Республики

 

В 2020 году на заседаниях Президиума Государственного Совета по инициативе постоянной комиссии было рассмотрено 10 вопросов, в том числе:

– О ходе реализации Плана мероприятий по празднованию 100-летия государственности Удмуртии;

– О подготовке и проведении мероприятий, посвящённых празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в Удмуртской Республике;

– О реализации Закона Удмуртской Республики «О патриотическом воспитании в Удмуртской Республике»;

– О подготовке к проведению государственной итоговой аттестации, выборе формы и сроков завершения учебного года в общеобразовательных организациях Удмуртской Республики. О приёмной кампании 2020 года в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования Удмуртской Республики;

– О готовности образовательных организаций Удмуртской Республики к новому учебному году;

 – О проекте федерального закона № 993419-7 «О молодёжной политике в Российской Федерации»;

– Об итогах работы Молодёжного парламента IV созыва при Государственном Совете Удмуртской Республики;

– О внесении изменений в Положение о постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики по науке, образованию, культуре, национальной и молодёжной политике и спорту.

 

 

Мероприятия, организованные постоянной комиссией

 

14 января по инициативе членов Молодёжного парламента при Государственном Совете Удмуртской Республики состоялось рабочее совещание по вопросу систематизации деятельности по трудоустройству подростков в летний период. В совещании приняли участие представители Министерства по физической культуре, спорту и молодёжной политике Удмуртской Республики, отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодёжи Прокуратуры Удмуртской Республики, Министерства финансов Удмуртской Республики, Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики.    

 

30 января состоялось заседание круглого стола, основной темой которого стала целевая подготовке кадров в Удмуртской Республике. В обсуждении вопроса приняли участие депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член Комитета ГД по образованию и науке Алексей Загребин, депутаты республиканского парламента, представители министерств, высших учебных заведений, предприятий и организаций Удмуртии. В ходе заседания участники круглого стола отметили, что 1 января 2019 года вступили в силу изменения, внесенные в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», касающиеся совершенствования целевого обучения. Теперь договор о целевом обучении можно заключить для обучения в учреждениях как высшего так и среднего профессионального образования. Ещё одним важным изменением является то, что договор о целевом обучении может быть заключен не только с абитуриентом, но и со студентом учебного заведения. Одной из причин предоставления такой возможности обеим категориям является то, что часто молодые граждане, поступающие в учебные заведения, не всегда в полной мере представляют себе будущую специальность, поэтому неохотно заключают договора на целевое обучение. 

В ходе круглого стола обсудили опыт реализации подобных региональных законов в других субъектах федерации. Среди основных направлений работы, отмеченных в «дорожных картах» регионов – ежегодный прогноз востребованности в кадрах в отраслях экономики на 5-10 лет, профориентационная работа в школах и вузах совместно с предприятиями, учреждениями и организациями. Особое внимание уделяется обеспечению прохождения производственной практики, стажировки студентов на предприятии заказчиков целевой подготовки. При этом обязанность органов государственной власти и общественных объединений – мониторинг трудоустройства, потребности в кадрах, составление прогнозов. Кроме того, в 15 субъектах принят закон о молодых специалистах, предусматривающий ряд мер социальной поддержки, в том числе единовременные выплаты. В некоторых регионах предусмотрена частичная компенсация затрат на научно-исследовательскую, инновационную деятельность, получение высшего или дополнительного профессионального образования, найм жилья во время обучения. 

В ходе круглого стола участники отметили, что в Удмуртии при организации целевого приёма следует обратить внимание на выстраивание постоянного тесного взаимодействия образовательных учреждений, предприятий и отраслевых министерств. Отдельный вопрос – отток молодежи из городов и районов в целом, после окончания учебы молодые люди не стремятся возвращаться в муниципальные образования. 

 

6 февраля состоялось совещание по вопросам организации работы по развитию и популяризации декоративно-прикладного искусства. В обсуждении приняли участие министр культуры Удмуртии Владимир Соловьев, министр национальной политики республики Лариса Буранова, председатель Общественной палаты Удмуртии Рашид Хуснутдинов, начальник управления по развитию туризма и туристической деятельности Министерства экономики Удмуртской Республики Юлия Железняк.  Участники совещания отметили важность выстраивания в республике слаженной работы, как практической так и научной на всех уровнях – от государственного до поселкового. Дело не только в продвижении бренда Удмуртской Республики и увеличении оборота продукции, но и в сохранении тех уникальных самобытных традиций удмуртского прикладного творчества, возрождении и развитии ремесел, развитии научного и методического потенциала республики в сфере национальной культуры и искусства. 

 

19 февраля с рабочим визитом в Удмуртии побывала заместитель председателя комитета по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Государственного Собрания Республики Саха (Якутия), генеральный директор автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Издательский дом «Ил Тумэн» – главный редактор парламентской газеты «Ил Тумэн» Мария Христофорова. На встрече с Председателем Государственного Совета Удмуртии Алексеем Прасоловым Мария Христофорова представила свою инициативу о разработке государственной программы «Земский журналист», которая по аналогии с уже действующими госпрограммами «Земский доктор», «Земский фельдшер» и «Земский учитель» призвана поддержать представителей журналистского сообщества, принявших решение работать в редакциях муниципальных СМИ в сельских районах и отдаленных территориях. В ходе рабочей встречи с председателем постоянной комиссии по науке, образованию, культуре, национальной, молодежной политике и спорту Татьяной Ишматовой парламентарии детально обсудили законотворческую деятельность в сфере поддержки профильных отраслей, в том числе коснулись вопросов поддержки молодых учителей, целевого обучения, популяризации национального языка и культуры, трудоустройства молодых специалистов и профессиональной ориентации, волонтёрской деятельности и поддержки СОНКО.

 

13 марта под председательством Председателя Государственного Совета Удмуртской Республики Алексея Прасолова состоялось расширенное заседание организационного комитета по подготовке выездного заседания Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке и Комиссии Совета законодателей при Совете Федерации по науке, культуре и образованию в Удмуртии. Основным вопросом заседания стало законодательное сопровождение подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей экономики, формирование человеческого капитала будущего.

 

26 июня в преддверии Дня молодёжи России состоялась седьмая сессия Молодёжного парламента IV созыва при Госсовете Удмуртии. Это сессия стала последней в четвёртом созыве.

Четвёртый созыв Молодёжного парламента при Государственном Совете Удмуртской Республики был сформирован 24 апреля 2018 года в количестве 60 человек: 30 членов Молодёжного парламента стали победителями конкурсного отбора, ещё 30 человек делегированы от муниципальных молодёжных парламентов Удмуртии. Среди ключевых направлений деятельности Молодёжного парламента республики – проектная работа, участие в законотворческой деятельности Государственного Совета, расширение взаимодействия с муниципальными образованиями в части реализации молодёжных инициатив, организация образовательных мероприятий.

За два года работы Молодёжный парламент республики провёл 7 сессий и 2 форума Молодёжных парламентов, а также 17 заседаний Президиума. Молодыми парламентариями разработано 30 инициатив, которые касаются развития молодёжной политики, сферы добровольчества, экологии и благоустройства, борьбы с бестабачными никотинсодержащими смесями. В том числе инициатива молодых парламентариев Удмуртии стала основой республиканского закона о поддержке добровольческой деятельности, а также молодые парламентарии разработали проект Концепции молодёжной политики Удмуртской Республики. Помимо этого, Молодёжный парламент четвёртого созыва впервые в республике организовал Единый день обращений молодёжи, в ходе которого молодые парламентарии провели личные приёмы молодых граждан по волнующим их вопросам в городах и районах республики.

В ходе заседания сессии перед молодыми парламентариями выступил министр по физической культуре, спорту и молодёжной политике Александр Варшавский. Он отметил активность и инициативность членов Молодёжного парламента, эффективное сотрудничество молодёжного представительного органа республики с профильным министерством. В частности, разработка и принятие республиканского закона о поддержке добровольческой деятельности позволило министерству сформировать новую финансовую статью в бюджете республики, в рамках которой будет оказываться финансовая поддержка волонтёрской деятельности. Также Александр Варшавский представил государственный доклад «О положении молодёжи в Удмуртской Республике».

 

8 августа прошло заседание круглого стола, посвящённого готовности образовательных организаций Удмуртской Республики к обеспечению бесплатным горячим питанием обучающихся, получающих начальное общее образование. В обсуждении вопроса приняли участие министр образования и науки Удмуртской Республики Светлана Болотникова, Первый заместитель Председателя Государственного Совета Удмуртской Республики - председатель постоянной комиссии по здравоохранению, демографической и семейной политике Надежда Михайлова, председатель постоянной комиссии республиканского парламента по агропромышленному комплексу, земельным отношениям, природопользованию и охране окружающей среды Владимир Варламов, руководитель депутатской фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Госсовете Елена Дербилова, помощник депутата Государственной Думы Алексея Загребина Роман Зворыгин, депутаты, представители органов местного самоуправления и Общественной палаты, директора школ и организаторы питания в образовательных организациях.

Напомним, Президент Российской Федерации Владимир Путин в январе 2020 года в послании Федеральному Собранию заявил, что все школьники начальных классов в России будут обеспечены бесплатным горячим питанием. Он поручил Правительству РФ и регионам обеспечить поэтапный переход на бесплатное горячее питание для учеников младших классов с сентября 2020 года. Соответствующий федеральный закон был принят в феврале текущего года и вступил в действие с 1 мая.
Как отметила Светлана Болотникова, с февраля в Удмуртии начался мониторинг пищевых блоков образовательных организаций. За это время был произведён ремонт, закуплено новое технологическое оборудование. Сейчас разрабатывается единое меню для всех школ республики. С первого сентября все учащиеся с 1 по 4 класс (87473 чел.) будут обеспечены бесплатным горячим питанием.

Отметим, что ранее в Удмуртской Республике уже было организовано питание в начальных классах. В сельских школах учащиеся получали бесплатно горячий завтрак, а в городских школах – хлебобулочное изделие и молоко.
В ходе заседания участники обсудили вопросы обеспечения школ продуктами от местных сельхозпроизводителей, организации питания на условиях аутсорсинга. Кроме того, депутаты акцентировали внимание на контроле качества детского питания.

 

20 августа состоялась августовская конференция учителей родного языка. В конференции приняли участие педагоги со всех районов и городов Удмуртии, преподающие в школах удмуртский, татарский и марийский языки. Организатором мероприятия выступила постоянная комиссия совместно со Всеудмуртской ассоциацией «Удмурт Кенеш». Перед участниками выступили Владимир Невоструев – Председатель Государственного Совета, Андрей Исаев – Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе ФС РФ, Светлана Болотникова – министр образования и науки Удмуртской Республики. С пленарными докладами на конференции выступили Надежда Ураськина – директор КНУ УР «Научно-исследовательский институт национального образования», Ксенья Костина – ассистент кафедры общего и финно-угорского языкознания Института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики УдГУ, Марина Вахрушева – начальник Управления народного образования Администрации  муниципального образования  «Якушур- Бодьинский район»,  Татьяна Волкова – директор БОУ УР «Удмуртская государственная национальная гимназия имени Кузебая Герда», Ирина Евдокимова – директор МКОУ  «Старо-Шудьинская основная общеобразовательная школа»,  учитель родного языка и литературы.   

 

17 сентября состоялась рабочая встреча по вопросам национального образования в Удмуртской Республике.

 

3 декабря состоялся круглый стол по обсуждению актуальных вопросов в сфере образования, в котором приняли участие депутаты Государственного Совета Удмуртии и директора школ республики. Участники круглого стола обсудили вопросы нормативно-правовой базы по организации дистанционного обучения в образовательных организациях республики, в том числе нормативно-правовое обеспечение трудовых отношений и методическое сопровождение процесса обучения, вопрос о выплатах педагогическим работникам образовательных организаций за работу по подготовке и проведению государственной итоговой  аттестации и вопрос обеспечение горячим питанием учащихся начальных классов.

 

10 декабря в Государственном Совете состоялись рождественские парламентские чтения на тему «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». Мероприятие было организовано постоянной комиссией совместно с Удмуртской Митрополией Русской Православной Церкви. В мероприятии приняли участие Председатель Государственного Совета Владимир Невоструев, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Валерий Бузилов, депутаты республиканского парламента, министр национальной политики Удмуртии Лариса Буранова, представители органов исполнительной власти, духовенства и общественности.

 

Ежегодно, ко Дню государственности Удмуртской Республики, Государственный Совет Удмуртской Республики награждает премиями лучших студентов очной формы обучения образовательных организаций высшего образования Удмуртской Республики. 27 октября 2020 года на сессии Государственного Совета, в торжественной обстановке 20 лауреатам были вручены сертификаты на получение премии Государственного Совета, родители лауреатов премии получили благодарственные письма.  

 

Осенью 2020 года сформирован Молодёжный парламент V созыва при Государственном Совете Удмуртской Республики.

 

Работа постоянной комиссии в 2020 году строилась в тесном взаимодействии с органами власти всех уровней и с общественными организациями: Удмуртской республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, Удмуртским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Воспитатели России», Ассоциацией образовательных организаций Удмуртской Республики,  детскими  и  молодёжными  общественными  объединениями,  национально-культурными   организациями   и   другими.   Председатель   постоянной  комиссии Т.В. Ишматова входит в состав коллегий Министерства образования и науки Удмуртской Республики, Министерства культуры Удмуртской Республики, Министерства по физической культуре, спорту и молодёжной политики Удмуртской Республики, Министерства  национальной политики Удмуртской Республики, Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики.

На протяжении всего года депутаты постоянной комиссии тесно взаимодействовали с Федоровым Ю.В., членом Совета Федерации ФС РФ и депутатами Государственной Думы Российской Федерации. Все инициативы, в том числе законопроекты, постоянной комиссии обсуждаются с привлечением Общественной палаты Удмуртской Республики и общественностью.

 

Председатель постоянной комиссии Т.В. Ишматова является региональным координатором партийного проекта УРО ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Новая школа». В рамках партийного проекта в 2020 году проходили общественные обсуждения наиболее значимых законопроектов, принимаемых Госдумой РФ и Госсоветом УР; осуществлялся контроль своевременной выплаты заработной платы работникам образовательных учреждений; контроль осуществления выплат педагогам за участие в подготовке и проведении ГИА; контроль выплат федеральной надбавки за классное руководство (с 1 сентября 2020 года). Совместно с Министерством образования и науки Удмуртской Республики осуществлялся анализ доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; мониторинг наличия и качества бесплатного горячего питания обучающихся начальных классов, в том числе малокомплектных школ.

 

В 2020 году в адрес председателя постоянной комиссии поступило 45 обращений граждан. В основном обращения связаны с оказанием материальной помощи, разъяснением действующего законодательства и предложений по совершенствованию деятельности. По всем обращениям проведена соответствующая работа, направлены необходимые запросы, даны разъяснения.

 


Возврат к списку материалов

Перейти в список депутатов

Перейти в список комиссий

Перейти в список фракций