Версия для слабовидящих
Отчет за 2015 год

Отчет за 2015 год


17.02.2016

Итоги

деятельности постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики по бюджету, налогам и финансам в 2015 году

Постоянную комиссию Государственного Совета Удмуртской Республики по бюджету, налогам и финансам возглавляет заместитель Председателя Государственного Совета Удмуртской Республики – председатель постоянной комиссии Софья Эльфатовна Широбокова.

В состав комиссии, помимо С.Э.Широбоковой, входят 11 депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики, из которых 9 – представители фракции «Единая Россия», 2 – представители фракции «КПРФ».

В своей работе постоянная комиссия руководствуется Конституцией Удмуртской Республики, Законом Удмуртской Республики «О Государственном Совете Удмуртской Республики», Законом Удмуртской Республики «О постоянных комиссиях Государственного Совета Удмуртской Республики», Регламентом Государственного Совета Удмуртской Республики, Положением о постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики по бюджету, налогам и финансам, иными нормативными правовыми актами Удмуртской Республики.

Одними из основных в вопросах ведения Комиссии в соответствии с действующим законодательством являются: ведение законопроектной работы, разработка предложений для рассмотрения Государственным Советом Удмуртской Республики по вопросам бюджетной системы, межбюджетных отношений, внебюджетных фондов, налоговой и кредитной политики, государственной поддержки и регулированию предпринимательской деятельности и др. Комиссия осуществляет оценку проектов республиканских планов-прогнозов, республиканских программ социально-экономического развития и отчетов об их исполнении на предмет обеспечения финансовыми ресурсами доходной части бюджета, предварительное рассмотрение проектов бюджета Удмуртской Республики и Территориального фонда ОМС и отчетов об их исполнении, а также подготовку соответствующих проектов законов и постановлений, рассмотрение законодательных инициатив.

Основными направлениями в работе постоянной комиссии являются:

·          разработка предложений по повышению эффективности бюджетного процесса, совершенствованию межбюджетных отношений, осуществлению приоритетных направлений экономического развития республики и расходованию государственных средств;

·          осуществление при рассмотрении закона о бюджете Удмуртской Республики, о бюджете Территориального фонда ОМС, законов о внесении изменений в указанные законы, отчетов об исполнении бюджета Удмуртской Республики и бюджета Фонда контроля за соответствием указанных документов нормам бюджетного законодательства;

·        осуществление, в соответствии с действующим законодательством, контроля над законностью и своевременностью движения средств республиканского бюджета и средств внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях Удмуртской Республики;

·        поддержка предпринимательской деятельности в Удмуртской Республике, создание благоприятного инвестиционного климата.

   За 2015 год под руководством С.Э.Широбоковой проведено 20 заседаний постоянной комиссии, 10 раз С.Э.Широбокова выступала с докладами на заседаниях депутатской фракции «Единая Россия».

В соответствии с планом законотворческой работы Государственного Совета Удмуртской Республики за отчетный период постоянной комиссией подготовлено к рассмотрению на сессии Государственного Совета Удмуртской Республики 27 законопроектов, в том числе: 9 базовых законов, 18 законов по внесению изменений в действующие законы Удмуртской Республики.

Постоянной комиссией подготовлено проведение «правительственного часа» на сессии Госсовета – постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от 23.06.2015г. № 597-V «О газификации населенных пунктов в Удмуртской Республике».

Депутаты Государственного Совета заслушали и приняли к сведению доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике А.А.Прасолова о результатах деятельности за 2014 год.

Работа с территориями проводится как в виде проведения совещаний в Государственном Совете Удмуртской Республики, так и в виде поездок на места.

         Работа комиссии освещается в средствах массовой информации: в газетах, на радио и телевидении.

В соответствии с утвержденным планом заместитель Председателя Государственного Совета Удмуртской Республики – председатель постоянной комиссии С.Э.Широбокова проводит пресс – конференции по вопросам компетенции комиссии – за отчетный период проведено 2 пресс – конференции.

Традиционно основная часть времени была уделена последним изменениям в бюджете Удмуртской Республики текущего года, прогнозам на очередной финансовый год, объемам налоговых поступлений в бюджет, а также тенденциям развития экономики Удмуртской Республики, изменениям налогового законодательства.

Главным документом, с которым ежегодно работает постоянная комиссия, является закон о бюджете Удмуртской Республики.

В 2015 году на федеральном уровне было принято решение сократить бюджетное планирование до одного года. Республика поддержала данное решение и приняла аналогичный закон на своем уровне – Закон Удмуртской Республики «Об особенностях составления и утверждения проекта бюджета Удмуртской Республики и проекта бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики на 2016 год».

Принятый бюджет Удмуртской Республики на 2016 год соответствует текущей и прогнозной финансово-экономической ситуации, в которой он разрабатывался и принимался.

Бюджет не простой, достаточно жесткий. И как сказал Дмитрий Медведев, «если раньше мы всё время говорили об эффективности – это такой был лозунг дня, – то сейчас это уже не лозунг, а просто неизбежность».

Как отметила С.Э.Широбокова, «в нынешней ситуации, в которой находится в настоящий момент экономика, нам предстоит принимать непростые решения, более четко расставлять приоритеты. Главная наша               цель – это сохранение достигнутого уровня качества жизни населения, в первую очередь за счет эффективного исполнения своих полномочий на всех уровнях, обеспечение сбалансированности бюджетной системы, обеспечение граждан доступными и качественными муниципальными услугами, а также сохранение благоприятной среды для развития предпринимательства».

На определение общей суммы расходов на 2016 год значительное влияние оказало выполнение «майских» Указов Президента России, а также получение Удмуртской Республикой бюджетных кредитов из федерального бюджета на замещение коммерческих кредитов. Одним из условий получения этих средств является принятие бюджета на 2016 год, как и бюджета на 2015 год и на плановый период, с дефицитом, не превышающим 10 процентов. Таким образом, бюджет на 2016 год сформирован с 10-ти процентным дефицитом.

Правительство Удмуртской Республики выполнило работу качественно, представив в Государственный Совет сбалансированный бюджет, с понятными приоритетами. Главное, что бюджет гарантирует выполнение всех принятых социальных обязательств, а также предусмотрены средства на развитие. Сокращение размера госдолга – принципиально важная для решения задача.

Основные параметры бюджета Удмуртской Республики на 2016 год

Наименование

Закон о бюджете

к I чтению

Закон о бюджете

после II чтения

Доходы

52 879,0

55 199,7

Расходы

57 285,7

59 606,4

Дефицит

4 406,7

4 406,7

В целом доходы бюджета на 2016 год после первого чтения увеличились на сумму 2,3 млрд. рублей и составили 55,1 млрд. рублей, расходы также увеличились на сумму 2,3 млрд. рублей и составили 59,6 млрд. рублей. Дефицит бюджета не изменился и составил 4,4 млрд. рублей.

Для того, чтобы обеспечить максимальную эффективность бюджетных расходов, начиная с 2014 года бюджет Удмуртской Республики формируется и исполняется в «программном» формате.

Бюджет на 2016 год сформирован на основе 26 утверждённых Правительством Удмуртской Республики государственных программ Удмуртской Республики.

В рамках государственных программ в 2016 году формируется 97,9 % всех расходов бюджета. По сравнению с 2015 годом (97,3 %) доля увеличилась на 0,6 процентных пункта.

До утверждения Правительством республики все изменения в государственные программы подлежат финансово-экономической экспертизе в  Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики, а также рассмотрению профильными комиссиями Государственного Совета Удмуртской Республики. Такой подход призван обеспечить комплексный всесторонний контроль за  обоснованностью планируемых мероприятий и объемов их финансового обеспечения.

Выполнение социальных обязательств остаётся нашим безусловным приоритетом. Расходы социального характера составляют 63 % всех расходов бюджета, расходы на поддержку реального сектора экономики –            20 %.

Традиционно, после поступления в Государственный Совет Удмуртской Республики проекта закона Удмуртской Республики о бюджете на 2016 год, комиссией были подготовлены к проведению депутатские слушания «О Прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов и параметрах проекта бюджета Удмуртской Республики на 2016 год» и встреча по данной теме с непарламентскими партиями под руководством председателя Государственного Совета республики В.П.Невоструева.

Следует отметить, что одним из важнейших событий текущего года является участие Удмуртской Республики в октябре 2015 года в Днях Удмуртской Республики в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Проведена работа по данному направлению в профильном Комитете Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам. На расширенном заседании Комитета С.Э.Широбокова выступила с Докладом и презентацией Удмуртской Республики.

В результате, постоянной комиссией совместно с Министерством финансов Удмуртской Республики разработан в соответствии с предлагаемой концепцией, одобренной постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 447-СФ «О государственной поддержке социально-экономического развития Удмуртской Республики», проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».

Принято постановление Государственного Совета Удмуртской Республики «О внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».

Проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» направлен на оказание финансовой поддержки в форме дотации на развитие экономики субъектов Российской Федерации, у которых при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации зачисляется в федеральный бюджет более пятидесяти процентов налоговых доходов, собираемых с их территории.

Законопроектом предусматривается дополнение форм межбюджетных трансфертов новым видом дотаций на развитие экономики субъектов Российской Федерации, у которых при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации зачисляется в федеральный бюджет более пятидесяти процентов налоговых доходов, собираемых с их территории.

Также постоянной комиссией подготовлено обращение Государственного Совета Удмуртской Республики к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву по вопросу исключения требования об отсутствии (или установки максимально допустимого размера) просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам из Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

В сфере развития малого и среднего предпринимательства Удмуртской Республики приняты законы, улучшающие финансовое положение предпринимателей. Это и принятый Закон Удмуртской Республики «Об установлении налоговой ставки 0 процентов для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей при применении упрощённой системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Удмуртской Республики», в который в последующем были внесены изменения в связи с увеличением видов предпринимательской деятельности, дополнив видами предпринимательской деятельности сфере бытовых услуг населению.

Первые результаты уже есть. В частности, правом налоговой ставки ноль процентов по патентной системе налогообложения в этом году зарегистрировались и пользуются уже более 850 предпринимателей.

Также в отчетном периоде были внесены существенные изменения в Закон Удмуртской Республики «О патентной системе налогообложения в Удмуртской Республике» в части расширения перечня видов предпринимательской деятельности, подпадающих под патентную систему налогообложения. Действующие 47 видов деятельности дополнены еще 16.

В частности, в него включены услуги общественного питания, оказываемые через объекты, не имеющие зала обслуживания посетителей; производство молочной продукции, хлебобулочных и мучных кондитерских изделий; товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство; сбор, обработка и утилизация отходов, а также обработка вторичного сырья; сбор и заготовку пищевых и недревесных лесных ресурсов, лекарственных растений; лесохозяйственную деятельность; разработку программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптацию и модификацию; ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования и другие.

В 2015 году в Государственном Совете Удмуртской Республики была продолжена практика проведения Дней Государственного Совета Удмуртской Республики в муниципальных образованиях. Первый такой День состоялся 22 мая в городе Глазов, а второе мероприятие было организовано и проведено 26 ноября в Завьяловском районе.

Секция, которой руководила в г. Глазове С.Э. Широбокова, была посвящена реализации Закона УР «О бюджете Удмуртской Республики на 2015 года и на плановый период 2016-5017 годов» в части предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на содержание автомобильных дорог местного значения и сооружений на них в составе расходной части дорожного фонда Удмуртии. На секции в целом обсуждались проблемы развития дорожной отрасли.

В ходе обсуждения принято решение выйти с законодательной инициативой об изменении порядка формирования муниципальных дорожных фондов для городов. Помимо этого, были предложены ряд законодательных инициатив, распределения транспортных налогов, увеличения финансирования и утверждения объема бюджетных ассигнований муниципальных дорожных фондов.

26 ноября 2015 года постоянная комиссия приняла участие в проведении Дня Государственного Совета Удмуртской Республики в Завьяловском районе. В работе секции приняли участие депутаты Госсовета, представители министерств и ведомств, муниципалитета, обсудили основные проблемы и вопросы, связаны с реализацией региональных законов бюджетной сферы. Со стороны Завьяловского района были высказаны ряд предложений, большинство из которых вошли в проект итогового решения секции.

27 августа на базе ОАО «Свет» (г.Можга) состоялся семинар – совещание при участии Широбоковой С.Э., Главы муниципального образования «Можгинский район» Вершинина А.Н., директора ОАО «Свет» Кускова В.Н.

Были рассмотрены вопросы формирования доходной базы бюджетов муниципальных образований в 2015 году, проблема «невостребованных» земель, как источника дополнительных доходов муниципальных образований, участники семинара познакомились с опытом организации взаимодействия представительного органа МО «Можгинский район» с муниципальными образованиями поселениями, взаимодействие представительного органа сельского поселения с Администрацией на примере МО «Сюгаильское», эффективность взаимодействия органов местного самоуправления Можгинского района с органами прокуратуры.

В 2015 году на заседаниях Президиума Государственного Совета Удмуртской Республики рассмотрено 12 вопросов, подготовленных постоянной комиссией, 4 из которых направлены на осуществление контрольных функций, находящихся в ведении комиссии:

- «О деятельности регионального Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике в 2014 году»;

- «О деятельности регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике в 2014 году»;

- «О формировании и использовании средств муниципальных дорожных фондов в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике»;

- «О предложениях компании ОАО «Ростелеком» по реализации проектов «Информационного общества».

В качестве примера хотим отметить, что государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)», предложения по реализации которой представила компания ОАО «Ростелеком», охватывает все отрасли и сферы жизнедеятельности.

Продолжается работа с законопроектами, поступающими на рассмотрение в постоянную комиссию из Государственной Думы Российской Федерации. За 2015 года было рассмотрено 355 проектов федеральных законов, из них поддержано 17.

Кроме того, рассматривались и направлялись ответы на законодательные инициативы и обращения субъектов Российской Федерации, а также принимались постановления Государственного Совета Удмуртской Республики о поддержке законодательных инициатив субъектов Российской Федерации. Постоянной комиссией в отчетном периоде рассмотрено 20 законодательных инициатив и обращений, все они были поддержаны.

За минувший год С.Э.Широбокова принимала участие в большом количестве мероприятий различного характера. Особенно стоит отметить участие в профильных комитетах Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в рамках проведения Дней Удмуртской Республики.

В ходе проведения дней Удмуртской Республики состоялось несколько рабочих встреч с представителями комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

На данных встречах обсуждались следующие предложения постоянной комиссии:

1. Обеспечение расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации на примере Удмуртской Республики:

а) поддержка субъектов Российской Федерации, которые большую долю налогов, собираемых с их территории (более 50 процентов), перечисляют в федеральный бюджет;

б) финансовое обеспечение передаваемых дополнительных расходных полномочий на уровень субъектов Российской Федерации.

2. Принцип одного окна и единого платежа для «самозанятых» граждан (новый вид деятельности в патентной системе налогообложения).

Представленные предложения были одобрены и поддержаны представителями комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, а также комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

        


Возврат к списку материалов

Перейти в список депутатов

Перейти в список комиссий

Перейти в список фракций