Версия для слабовидящих
Информация по итогам проверок прокуратуры УР в 2015 году

Информация по итогам проверок прокуратуры УР в 2015 году

22.03.2016

Информация

по итогам проверок прокуратуры УР в 2015 году

- Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «___________», утвержденные решением Совета депутатов муниципального образования «__________»

Согласно пункту 14.11. акта контроль за соблюдением юридическими лицами, должностными лицами, гражданами Правил благоустройства осуществляют должностные лица администрации муниципального образования, сотрудники полиции.

В то же время, в соответствии с пунктом «г» статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности.

- Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в МО «___________», утвержденный постановлением Главы муниципального образования «___________»

Пунктом 2.3 акта установлено, что представительный орган муниципального образования в пределах своей компетенции осуществляет законодательное регулирование в области организации и ведения гражданской обороны на территории муниципального образования «___________».

Вместе с тем, статьей 38 устава МО «___________» к муниципальным правовым актам отнесены:

  • Устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме;

  • решения Сельского Совета депутатов;

  • постановления и распоряжения Главы муниципального образования

  • постановления и распоряжения Администрации.

Принятие законов органами местного самоуправления не предусмотрено.

Помимо того, пунктом 2.3. акта установлено, что представительный орган муниципального образования одобряет целевые программы муниципального образования по вопросам организации и ведения гражданской обороны.

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 179 БК РФ представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов муниципальных программ и предложений о внесении изменений в муниципальные программы в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, действующее законодательство не предусматривает одобрение представительными органами программ, утверждаемых местными администрациями

Кроме того, понятие «целевая программа» используется БК РФ только в отношении ведомственных программ, порядок разработки и принятия которой урегулирован статьей 179.3 БК РФ.

По этому же основанию противоречит законодательству пункт 2.4. акта, согласно которому руководитель местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) разрабатывает целевые программы в области гражданской обороны.

Пункт 2.5. возлагает на федеральные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие свою деятельность на территории муниципального образования, ряд обязанностей по исполнению нормативных правовых актов по вопросам гражданской обороны.

В то же время, в соответствии с пунктом «г» статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности.

По этому же основанию противоречит законодательству абзац 3 пункта 6.8 акта.

Пункт 2.6. акта возлагая на организации, находящиеся в пределах административных границ муниципального образования «Балезинское», отдельные обязанности по осуществлению мероприятий по гражданской обороне, противоречит требованиям части 2 статьи 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

По этому же основанию противоречат законодательству абзац 2 пункта 5.4, пункт 5.5, абзацы 2, 3, 5 пункта 5.6 акта.

- Положение о порядке оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Главы МО «___________»

Пунктом 8 акта установлено, что финансирование мероприятий по поддержанию в готовности и совершенствованию систем оповещения и информирования населения производить на объектовом уровне - за счет собственных финансовых средств организаций, учреждений и предприятий.

Данная норма противоречит требованиям части 2 статьи 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

- Порядок подготовки и обучения населения мерам пожарной безопасности, способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, способам защиты при чрезвычайных ситуациях, постановлением Главы МО «____________»

Настоящее Положение определяет группы, задачи и формы обучения населения, проходящих подготовку и обучение мерам пожарной безопасности, способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, способам защиты при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Вместе с тем, согласно статье 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности.

Помимо этого, в соответствии со статьей 25 этого же Федерального закона обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.

Указанный вопрос урегулирован постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и не отнесен к вопросам местного значения.

- Порядок расходования средств резервного фонда Администрации МО «___________» для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденный постановлением Главы муниципального образования «____________»

Пунктом 3 акта установлено, что при обращении к Главе МО «___________» о выделении средств из резервного фонда (не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации) организации, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны указывать данные о количестве погибших и пострадавших людей, размере материального ущерба, размере выделенных и израсходованных на ликвидацию чрезвычайной ситуации средств.

Обращение, в котором отсутствуют указанные сведения, возвращается без рассмотрения.

В то же время, согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

- Порядок вырубки деревьев и кустарников на территории муниципального образования «___________», не входящих в земли государственного лесного фонда Российской Федерации, утвержденный постановлением администрации МО «___________»

Настоящий Порядок регулирует отношения, возникающие при вырубке деревьев и кустарников на территории муниципального образования «__________», и рекомендуется для исполнения всеми юридическими и физическими лицами независимо от права пользования земельным участком, за исключением территориальных зон сельскохозяйственного использования (включая дачные хозяйства, садоводство, личные подсобные хозяйства, развитие объектов сельскохозяйственного назначения и городских лесов).

Вместе с тем, в силу части 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Следовательно, органы местного самоуправления не вправе регулировать вопросы, связанные с распоряжением чужим имуществом.

- Порядок организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «__________», утвержденный решением Совета депутатов МО «__________»

В соответствии с пунктом 14 акта органы местного самоуправления не рассматривает анонимные запросы. Анонимным запросом понимается запрос, определение которого дано в действующем законодательстве.

В то же время, согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Кроме того, действующее законодательство не содержит понятия «анонимный запрос», а также «анонимное обращение».

- Административный регламент исполнения муниципальной функции рассмотрения обращений граждан в администрации муниципального образования «___________», утвержденный постановлением администрации муниципального образования «___________»

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Действующее законодательство не предусматривает принятие административного регламента исполнения муниципальной функции.

- Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление гражданам и юридическим лицам выписок из реестра муниципального жилищного фонда», утвержденный постановлением Администрации муниципального образования «__________»

Пунктом 2.8. акта установлено, что основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является появление сомнений в наличии оснований для предоставления муниципальной услуги, а также подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, при не устранении которых в предоставлении муниципальной услуги должно быть отказано.

Данная норма содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 (широта дискреционных полномочий – неопределенность оснований принятия решения).

- Постановление Администрации МО «___________ район» «О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности»

Данным актом утвержден состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности ________ района, в нем указаны персональные данные лиц, входящих в состав комиссии, в том числе, домашние адреса и телефоны.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Согласно части 1 статьи 9 этого же Федерального закона субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.

Отсутствие согласия субъекта на обработку и предоставление персональных данных является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 13.11 КоАП РФ.

- Положение о постоянных депутатских комиссиях Совета депутатов муниципального образования «__________ район»

Согласно статье 11 акта к вопросам ведения постоянной комиссии по социальным вопросам относится контроль за обеспечением гарантии конституционных прав каждого гражданина на получение образования, социальной поддержки на всех ступенях общего и профессионального образования детей из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, отнесен к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования. Данные полномочия, в силу пункта 1 части 1 статьи 7 этого же Федерального закона, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 20 акта предусмотрено, что постоянные комиссии по вопросам, относящимся к их ведению, вправе заслушивать, в том числе, руководителей организаций всех форм собственности, находящихся на территории Глазовского района. По предложению постоянной комиссии руководители указанных организаций обязаны явиться на заседание постоянной комиссии и представить разъяснения по рассматриваемым комиссией вопросам.

Указанная норма содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения – то есть, широта дискреционных полномочий, выражающаяся в неопределенности оснований принятия решения. Перечисленные положения акта предоставляют депутатам представительного органа возможность злоупотребления правом и необоснованного вмешательства в хозяйственную и иную деятельность юридических лиц.

Кроме того, данная норма противоречит требованиям пункта 2 статьи 49 ГК РФ, согласно которой юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом.

- Порядок приема заявлений, постановки на учет, комплектования, зачисления детей в образовательные организации, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования на территории муниципального образования «Глазовский район»

Пунктом 2.2. акта установлен перечень документов, предоставляемых при подаче заявления на получение места в образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования, и указано, что специалист образовательной организации проверяет документы на соответствие требованиям.

Эта норма содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения – то есть, широта дискреционных полномочий, выражающаяся в неопределенности оснований принятия решения.

Пунктом 3.2 акта установлен закрытый перечень лиц, имеющих право на внеочередное зачисление ребенка в образовательную организацию, не учитывающий такую льготную категорию граждан, как эвакуированные из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения (пункт 12 статьи 14, пункт 12 статьи 17 закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Пункты 3.6 и 3.14 акта устанавливают, что после 01 сентября текущего календарного года в список детей на предоставление места в образовательной организации могут быть дополнительно включены только дети, имеющие право внеочередного или первоочередного приема.

Пункт 3.8 акта ограничивает право родителей вносить изменения в заявление в определенных случаях только до 20 августа ежегодно. Аналогичные ограничения срока предоставления детям места в детском саду установлены пунктами 3.7, 3.11, 3.15 акта.

Перечисленные нормы противоречат статье 43 Конституции РФ, статьям 3, 5, 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пунктам 4, 5, 7 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 года N 293, согласно которым прием детей всех категорий (не только «льготников») в образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест.

Пункт 4.11 акта устанавливает, что ребенок, обучающийся в форме семейного образования, числится в списке детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательной организации, и не снимается с учета для предоставления места.

Вместе с тем, дети, родители (законные представители) которых выбрали семейную форму получения дошкольного образования и проинформировали об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают, в соответствии с частью 5 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, не подлежат постановке в очередь детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательной организации, либо исключаются из такой очереди.

Соответствующие разъяснения даны письмом Минобрнауки России от 01 декабря 2014 года N 08-1908 «Об организации учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и приема их на обучение».

- Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, создаваемых на территории муниципального образования «__________ район»

В силу части 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

В целях реализации указанных норм приказом МЧС России от 23 декабря 2005 года N 999 утвержден Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований.

- Положение о порядке обращения за компенсацией части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, находящихся на территории муниципального образования «__________ район» и реализующих образовательную программу дошкольного образования, и о порядке ее выплаты

Пунктом 26 акта установлено, что компенсация не начисляется и не выплачивается при установлении обстоятельств, указанных в настоящем пункте и влекущих утрату права на получение компенсации родителем (законным представителем), получавшим компенсацию, в том числе, при наличии иных обстоятельств, влекущих утрату родителем (законным представителем) права на получение компенсации.

Данная норма акта допускает ее неоднозначное толкование и применение, не отвечает требованиям определенности, ясности и недвусмысленности правового регулирования, и, таким образом, содержит коррупциогенный фактор, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 (широта дискреционных полномочий – неопределенность оснований принятия решения).

Данный вывод подтвержден судебной практикой (определение Верховного Суда РФ от 28 января 2015 года N 43-АПГ14-12).

- Порядок организации и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании «___________ район»

Пунктом 2.3. акта установлено, что Совет депутатов муниципального образования «____________ район» в пределах своей компетенции осуществляет законодательное регулирование в области организации и ведения гражданской обороны на территории муниципального образования.

Вместе с тем, перечень видов муниципальных актов, определенных уставом МО «_________ район» не предусматривает такого вида акта как «закон».

Этим же пунктом предусмотрено, что районный Совет депутатов одобряет целевые программы муниципального образования в области организация и ведения гражданской обороны.

В то же время, статьей 179 БК РФ не предусмотрено «одобрение» представительным органом местного самоуправления муниципальных программ.

Кроме того, понятие «целевая программа» заменено в статье 179 Бюджетного Кодекса Российской Федерации на понятие «муниципальная программа» применительно в нормативным правовым актам органов местного самоуправления (Федеральный закон от 07 мая 2013 года N 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса»).

По аналогичным основаниям противоречат законодательству абзац 2 пункта 2.3. акта.

- Положение о комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики муниципального образования «___________ район» в чрезвычайных ситуациях и в военное время

Пунктом 5 акта к полномочиям комиссии в режиме повседневной деятельности относится участие в проверках состояния гражданской обороны муниципального образования «___________ район», организаций, в работе по предупреждению чрезвычайных ситуаций по вопросам устойчивости функционирования экономики, в командно-штабных учениях и других мероприятиях, обеспечивающих качественную подготовку руководящего состава и органов управления по вопросам устойчивости функционирования экономики в чрезвычайных ситуациях и в военное время.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральными законами от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данные полномочия не относятся к вопросам местного значения.

- Положение о Межведомственной антинаркотической комиссии муниципального образования «__________ район»

Пунктом 4.2. Комиссия заслушивает на своих заседаниях должностных лиц государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций района по вопросам своего ведения.

Указанная норма противоречит пункту «г» статьи 71 Конституции РФ, согласно которому регулирование деятельности федеральных органов государственной власти отнесено к компетенции Российской Федерации.

Кроме того, данная норма противоречит требованиям пункта 2 статьи 49 ГК РФ, согласно которой юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом.

Состав комиссии, утвержденный настоящим актом, не учитывает изменений в органах местного самоуправления.

- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление путевок в каникулярное время в загородные лагеря отдыха и оздоровления детям, проживающим на территории муниципального образования

Главой 8 акта в качестве одного из оснований предоставления муниципальной услуги определен закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», который утратил силу.

Согласно главе 11 акта основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является повторность запроса без указания новых доводов или обстоятельств, при этом, начальник Управления образования или уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного запроса и прекращении переписки по данному вопросу при условии, что указанное обращение и предыдущие обращения направлялись в Управление образования или одному и тому же должностному лицу.

Данная норма акта содержит коррупциогенный фактор, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, предусмотренный подпунктом «б» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 (определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций).

- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы»

Пунктом 11 акта установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления и (или) для отказа в предоставлении муниципальной услуги, согласно которому в предоставлении муниципальной услуги может быть отказано.

Данная норма акта содержит коррупциогенный фактор, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, предусмотренный подпунктом «б» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 (определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций).

- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача несовершеннолетним лицам, достигшим 16 лет, разрешения на вступление в брак до достижения брачного возраста»

Пунктом 10 акта установлено, что отказ в исполнении муниципальной услуги допускается в случае, если не представлен документ, удостоверяющий личность, и/или доверенность на представление интересов несовершеннолетних детей, а также в случае необходимости защиты персональных данных заявителя или законного представителя.

Данная норма акта содержит коррупциогенный фактор, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, предусмотренный подпунктом «б» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 (определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций).

- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление частичного возмещения (компенсации) стоимости путевки в загородные детские оздоровительные лагеря для детей, проживающих на территории муниципального образования

Главы 8, 11 противоречат законодательству по аналогичным основаниям.

Кроме того, согласно главе 9 акта для получения субсидии юридические лица (предприятия, учреждения), некоммерческие организации предоставляют в Управление образования заявку на предоставление субсидии на возмещение части оплаты путёвок в загородные лагеря для детей работников данных организаций (предприятий, учреждений) согласно утвержденной форме.

К заявке прилагаются следующие документы:

копии учредительных документов (Устав; свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц; свидетельство о постановке на налоговый учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации; свидетельство о государственной регистрации юридического лица; решение о назначении руководителя юридического лица).

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов.

- Положение по обеспечению безопасной перевозки обучающихся образовательных организаций

Указанный вопрос не отнесен Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, помимо этого, он урегулирован Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года N 1177.

- Положение о комиссии по рассмотрению недоимки по налогам и сборам в бюджет муниципального образования «Глазовский район»

Пунктом 2.1 акта установлено, что основными направлениями деятельности Комиссии являются:

- обеспечение взыскания задолженности по налоговым и иным обязательным платежам;

- обеспечение взыскания задолженности по арендной плате за муниципальное имущество;

- соблюдение законодательства о налогах и сборах, об исполнительном производстве.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района.

Перечисленные в пункте 2.1 акта полномочия не относятся к вопросам местного значения, а, согласно пункту 5.1.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506, контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, осуществляется Федеральной налоговой службой.

По указанным основаниям противоречит законодательству абзац 4 пункта 2.2 акта, а также абзац 3 пункта 3 акта.

- Положение о порядке предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства – производителям товаров, работ, услуг субсидий на возмещение части затрат на уплату первого лизингового платежа по договорам лизинга (за исключением договоров сублизинга)

Подпунктом 12 пункта 8 акта установлено, что для получения субсидии субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в Администрацию выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданную не ранее, чем за 60 календарных дней до дня подачи заявления заявителем.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов.

- Постановление Администрации __________ района «Об утверждении Порядка обращения за освобождением или частичным освобождением от платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования»

В соответствии с пунктом 2 статьи 65 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.

При этом в силу пункта 3 этой же статьи за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

Согласно пункту 5 этой же статьи в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным предствителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.

Пунктом 7 статьи 65 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

С целью реализации указанных положений федерального законодательства постановлением Правительства УР от 3 мая 2005 года N 76 утвержден Порядок отнесения детей к категориям, имеющим право на освобождение от платы за содержание в дошкольных образовательных учреждениях, и порядок компенсации возникающих при этом расходов.

Данным актом урегулированы вопросы освобождения от платы за содержание в дошкольных образовательных учреждениях родителей, у детей которых выявлены недостатки физического и психического развития, и родителей, имеющих детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, с малыми и затихающими формами туберкулеза.

Таким образом, указанные вопросы отнесены к полномочиям органов государственной власти Удмуртской Республики и урегулированы законами Удмуртской Республики от 23 декабря 2004 года N 89-РЗ «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике» и от 5 мая 2006 года N 13-РЗ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», а также постановлением Правительства Удмуртской Республики от 3 мая 2005 года N 76 «О плате за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях».

Следовательно, органы местного самоуправления вправе, в силу пункта 2 статьи 65 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», урегулировать вопросы освобождения от платы за присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, только в отношении категорий, не перечисленных в федеральному законодательстве, в частности, предусмотренной пунктом 4 акта (родительская плата за присмотр и уход за детьми из многодетных малообеспеченных семей).

- Положение о порядке подачи и рассмотрения обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения на территории муниципального образования «___________»

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Указанные правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 года N 808.

Глава XI данного акта определяет порядок рассмотрения органами местного самоуправления обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения.

Помимо этого, в силу статьи 3 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Следовательно, органы местного самоуправления не вправе регулировать правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан.

- Положение о внутреннем финансовом контроле в администрации муниципального образования «___________»

Согласно пункту 2.1 акта в рамках внутреннего финансового контроля в администрации муниципального образования «___________» осуществляется предварительный контроль, в число субъектов которого входит Председатель комиссии Совета депутатов МО «__________» по бюджету, финансам, налогам и социально-экономическому развитию.

Кроме того, в рамках последующего контроля распоряжением главы муниципального образования «__________» может быть создана комиссия по внутреннему финансовому контролю, в состав которой в обязательном порядке включается Председатель комиссии Совета депутатов МО «___________» по бюджету, финансам, налогам и социально-экономическому развитию.

В то же время, согласно части 3 статьи 265 Бюджетного Кодекса Российской Федерации внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной местных администраций.

По этому же основанию противоречит законодательству пункт 5.3. акта.

- Положение об осуществлении деятельности профилактиками пожарной безопасности добровольной пожарной охраны на территории муниципального образования «___________»

Пунктом 4 акта установлено, что основными полномочиями профилактикой пожарной безопасности являются:

- участие в проведении мероприятий по контролю за соблюдением на объектах защиты требований пожарной безопасности;

-участие в разработке, рассмотрении и (или) согласовании инструкций и иных организационно-распорядительных документов, регламентирующих реализацию мер пожарной безопасности на объекте защиты;

- участие в осуществлении контроля за выполнением требований пожарной безопасности при подготовке и проведении пожароопасных работ;

- участие в проведении расследования причин и обстоятельств пожаров, разработка предложений по их предупреждению;

- контроль за состоянием и работоспособностью систем противопожарной защиты (установки пожаротушения и пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, первичных средств пожаротушения и т.д.);

- участие в проведении осмотра помещений перед их закрытием по окончании рабочего дня;

- участие в деятельности пожарно-технических комиссий;

Пунктом 5 акта установлено, что основными формами проведения на объектах защиты мероприятий по контролю профилактиками являются обследования и проверки территории муниципального образования и (или) организаций на соответствие требованиям пожарной безопасности.

В то же время, в силу пункта 1 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 820, осуществление деятельности по проверке соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также должностными лицами требований пожарной безопасности, возложено на должностных лиц органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

- Положение о порядке расходования средств резервного фонда администрации МО «Ершовское» для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением администрации МО «Ершовское» от 15 августа 2013 года № 58

Пунктом 3 акта установлено, что при обращении к Главе МО «Ершовское» о выделении средств из резервного фонда (не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации) организации, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны указывать данные о количестве погибших и пострадавших людей, размере материального ущерба, размере выделенных и израсходованных на ликвидацию чрезвычайной ситуации средств.

Обращение, в котором отсутствуют указанные сведения, возвращается без рассмотрения.

В то же время, согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Пунктом 7 акта установлено, что финансирование плановых мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и последующих мероприятий по восстановлению объектов экономики и территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, осуществляются за счет собственных средств организаций, средств соответствующих бюджетов и других источников.

Данная норма противоречит требованиям части 2 статьи 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

- Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в сельском поселении, утвержденный постановлением Главы МО «Ершовское» от 15 августа 2013 года № 63

Пунктом 2.3. акта установлено, что Глава муниципального образования в пределах своей компетенции осуществляет законодательное регулирование в области организации и ведения гражданской обороны на территории муниципального образования «Ершовское».

Вместе с тем, уставом МО «Ершовское» к муниципальным правовым актам отнесены:

  • Устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме;

  • решения Сельского Совета депутатов;

  • постановления и распоряжения Главы муниципального образования

  • постановления и распоряжения Администрации.

Принятие законов органами местного самоуправления не предусмотрено.

Этим же пунктом предусмотрено такое полномочие Главы МО как одобрение целевых программ муниципального образования по вопросам организации и ведения гражданской обороны.

В то же время, согласно части 2 статьи 179 БК РФ представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов муниципальных программ и предложений о внесении изменений в муниципальные программы в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, действующее законодательство не предусматривает одобрение представительными органами программ, утверждаемых местными администрациями

Кроме того, понятие «целевая программа» используется БК РФ только в отношении ведомственных программ, порядок разработки и принятия которой урегулирован статьей 179.3 БК РФ.

Пункт 2.5. акта возлагает обязанности на территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие свою деятельность на территории муниципального образования «Ершовское», что противоречит пункту «г» статьи 71 Конституции Российской Федерации, согласно которому определение порядка деятельности федеральных органов власти и их полномочий осуществляется федеральными органами государственной власти.

Пункт 2.6. возлагает обязанности на организации, находящиеся в пределах административных границ муниципального образования «Ершовское», по организации гражданской обороны.

Данная норма противоречит требованиям части 2 статьи 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Помимо этого, в ряде случае органами местного самоуправления не исполняются требования подпункта «а» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», согласно которому на сайте органов местного самоуправления в сети «Интернет» размещается информация о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими.

 





Возврат к списку