Версия для слабовидящих
Информация прокуратуры УР о выявленных нарушениях при принятии нормативных правовых актов органами местного самоуправления в 2010 году

Информация прокуратуры УР о выявленных нарушениях при принятии нормативных правовых актов органами местного самоуправления в 2010 году

08.02.2011
Информация прокуратуры УР о выявленных нарушениях в 2010 году

   

Выборочной проверкой выявлены следующие муниципальные акты, не соответствующие федеральному законодательству:

- Положение о депутатском объединении «Единая Россия» в Совете депутатов четвертого созыва муниципального образования «Балезинский район»

Противоречит части 1 статьи 3 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», согласно которой политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Согласно статье 4 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений.

- решение районного Совета депутатов «О формировании долговой книги муниципального образования «Балезинский район»

Противоречит пункту 4 статьи 121 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в муниципальную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств муниципального образования по видам этих обязательств, о дате их возникновения и исполнения полностью или частично, формах обеспечения обязательств, а также другая информация, состав которой, порядок и срок ее внесения в муниципальную долговую книгу устанавливаются местной администрацией.

До вступления в силу Федерального закона от    26 апреля     2007 года      № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» перечисленные вопросы регулировались представительными органами местного самоуправления.

- решение районного Совета депутатов «О резервном фонде Администрации Балезинского района»

Противоречит пункту 6 статьи 81 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, согласно которому порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации, предусмотренного в составе местного бюджета, устанавливается местной администрацией.

- Положение об управлении сельского хозяйства Администрации МО «Балезинский район»

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем, ряд норм муниципального акта регулирует отношения, не отнесенные к ведению органов местного самоуправления.

В частности, это касается положений, наделяющих управление сельского хозяйства полномочиями по осуществлению государственного контроля, а также полномочиями по осуществлению муниципального надзора и контроля в сфере мероприятий по защите растений, ветеринарии, состояния технического парка сельхозпроизводителей.

- Положение об Управлении образования Администрации МО «Балезинский район»

Согласно пункту 2.2.1 Управление осуществляет руководство отраслью и координирует деятельность учреждений системы образования в районе.

Вместе с тем, функции по управлению образовательными учреждениями, созданными федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не входят в перечень полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, определенных статьей 31 закона РФ от 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании».

Пунктом 2.4.2 определено, что управление контролирует соблюдение образовательным учреждением независимо от формы собственности предусмотренных лицензией условий.

В то же время, согласно пункту 36 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 года № 277, контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется выдавшими лицензию лицензирующими органами в соответствии с их компетенцией.

В свою очередь, Федеральный закон, а также закон Удмуртской  Республики, наделяющий органы местного самоуправления в Балезинском районе соответствующими государственными полномочиями, не приняты.

По этим же основаниям противоречит действующему законодательству пункт 2.7.6 Положения.

- решение совета депутатов МО «Исаковское» от 9 апреля 2009 года «О программе содействия развитию малого и среднего предпринимательства в МО «Исаковское» на 2009-2011 годы»

Противоречит пункту 1 статьи 179 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, согласно которому долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования.

Выборочной проверкой выявлены следующие муниципальные акты, не соответствующие федеральному законодательству:

1. Положение о порядке управления муниципальной собственностью МО «Вавожский район», утвержденное решением районного Совета депутатов от 22 августа 2008 года № 186

Пунктом 7.5. Положения установлено, что учреждение производит учет основных средств стоимостью менее 50 минимальных размеров оплаты труда самостоятельно.

В то же время, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

2. Положение о Доске почета муниципального образования «Вавожский район», утвержденное решением Вавожского районного Совета  депутатов № 202 от 27 октября 2008 года

Согласно пункту 8 указанного акта занесенным на Доску почета гражданам может быть выплачено единовременное денежное вознаграждение в размере не менее десятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, за счет средств предприятий, учреждений, организаций, ходатайствовавших о занесении на Доску почета.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, которым, в том числе, согласно части 1 статьи 128 ГК РФ, являются денежные средства, принадлежат собственнику.

Собственниками, в данном случае, являются предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, ходатайствующие о занесении граждан на Доску почета.

В свою очередь, ни Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», ни какой-либо иной действующий нормативный правовой акт не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению чужим имуществом, в том числе, денежными средствами.

Кроме того, согласно статье 3 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

3. Положение о Почетном гражданине Вавожского района, утвержденное решением Вавожского районного Совета депутатов от 25 декабря 1998 года № 47

Согласно пункту 6 акта Почетный гражданин может быть лишен такого звания решением Вавожского районного Совета депутатов.

В то же время, основания лишения звания в акте не указаны.

Данная норма содержит коррупциогенный фактор, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, выражающийся в широте дискреционных полномочий - неопределенность условий или оснований принятия решения (подпункт «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96).

С целью устранения данного фактора необходимо указать перечень оснований лишения лица звания «Почетный гражданин Вавожского района».

4. Положение о районном фонде поддержки ветеранов Вавожского района Удмуртской Республики, утвержденное решением Вавожского районного Совета депутатов № 200 от 21 декабря 2001 года

Действующее бюджетное законодательство не предусматривает возможность создания и использования внебюджетных фондов органами местного самоуправления отсутствует.

Ранее действовавшей статьей 17 Бюджетного кодекса РФ «Целевой бюджетный фонд», предусматривалась возможность создания и функционирования целевых бюджетных фондов, но с 01 января 2008 года она утратила силу.

Новая редакция БК РФ предусматривает возможность создания и функционирования лишь государственных внебюджетных фондов.

5. Положение об обнародовании нормативно-правовых актов муниципального образования «Вавожский район» утвержденное решением Вавожского  районного Совета депутатов № 339 от 27 февраля 2006 года

Согласно пункту 6 части 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.

В силу части 3 этой же статьи порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования.

Данный вопрос урегулирован статьями 40, 41, 42 Устава муниципального образования «Вавожский район».

6. Положение о Вавожском управлении сельского хозяйства, утвержденное решением совета от 26 января 2007 года № 42

Пунктом 2.14. Положения определено, что управление сельского хозяйства осуществляет инспекторский контроль и надзор за соблюдением технологических требований по кормлению и содержанию животных, норм и правил ведения племенного животноводства.

В то же время, статьей 12 Федерального закона от 3 августа 1995 года      № 123-ФЗ «О племенном животноводстве» установлено, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, непосредственно осуществляющие управление в области племенного животноводства, образуют единую систему органов исполнительной власти (государственную племенную службу).

Данный Федеральный закон не предоставляет органам местного самоуправления полномочия по осуществлению контроля и надзора в сфере племенного животноводства.

В соответствии с пунктом 2.19. Положения управление сельского хозяйства осуществляет контроль за поставками продукции для муниципальных нужд, государственное инспектирование, контроль соответствия качества сельскохозяйственной продукции требованиям стандартов, технических условий, правил, положений, другой нормативной документации, рассматривает разногласия между сельскими товаропроизводителями, перерабатывающими и заготовительными структурами по использованию контрактов, качеству закупаемой продукции и расчетам за нее, запрещает реализацию продукции, не соответствующей требованиям стандартов и техническим условиям.

Кроме того, согласно пункту 2.21. Положения управление сельского хозяйства обеспечивает соблюдение трудового законодательства, норм труда и социальных гарантий, организует заключение и контроль за выполнением коллективных и  других трудовых договоров работодателей с работниками.

Вместе с тем, перечисленные вопросы ни Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни каким-либо иным актом федерального законодательства не отнесены к вопросам местного значения.

Таким образом, органы местного самоуправления не вправе регулировать указанные отношения.

7. Положение о благодарности муниципального образования «Вавожский район», утвержденное решением Вавожского районного Совета депутатов от 29 мая 2008 года № 175

Пунктом 11 акта определено, что лицам, награжденным благодарностью, может быть выплачено  денежное  вознаграждение из средств инициатора награждения в установленном им размере.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, которым, в том числе, согласно части 1 статьи 128 ГК РФ, являются денежные средства, принадлежат собственнику.

Кроме того, ни Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», ни какой-либо иной действующий нормативный правовой акт не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению чужим имуществом, в том числе, денежными средствами.

8. Положение о Почетной грамоте муниципального образования «Вавожский район», утвержденное решением Вавожского районного Совета депутатов от 29 мая 2008 года № 175

Пункт 11 противоречит федеральному законодательству по аналогичным основаниям, что и предыдущий акт.

9. Положение о контрольной комиссии муниципального образования «Вавожский район», утвержденное решением Вавожского районного Совета депутатов от 25.04.2008 № 152

Абзацем 10 статьи 3 акта установлено, что контрольная комиссия осуществляет контроль за целевым использованием средств предприятиями, учреждениями, организациями от налоговых и иных льгот, предоставленных на основании решений районного Совета депутатов.

Согласно статье 270 Бюджетного Кодекса Российской Федерации полномочия контрольных и финансовых органов местного самоуправления заключаются в осуществлении финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Действующее федеральное законодательство не представляет органам местного самоуправления функций по контролю соблюдения юридическими лицами условий получения ими налоговых льгот.

В соответствии со статьями 30, 82 Налогового кодекса РФ контроль соблюдения налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах осуществляется налоговыми органами в порядке, установленным настоящим Кодексом. В единую систему налоговых органов входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Данные выводы подтверждены судебной практикой (определение Верховного Суда РФ от 18 марта 2009 года № 9-Г09-2).

По этим же основаниям противоречит требованиям федерального законодательства пункты «а» и «в» статьи 4 акта, согласно которому контрольная комиссия имеет право проводить контрольные мероприятия и запрашивать информацию на предприятиях, в учреждениях и иных организациях вне зависимости от видов и форм собственности лишь на том основании, что они имеют налоговые льготы и преимущества.

10. Положение о передаче в аренду объектов нежилого фонда муниципального образования «Вавожский район», утвержденное решением Вавожского районного Совета депутатов от 24 ноября 2008 года № 211

Пунктами 2.2 и 2.3 Положения определены случаи заключения договоров аренды объектов муниципального нежилого фонда без проведения конкурсных процедур.

Перечисленные нормы не соответствуют части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Главы 8 и 9 нечитаемы

11. Порядок списания объектов основных средств и нематериальных активов, закрепленных за муниципальными учреждениями муниципального образования «Вавожский район» на праве оперативного управления, утвержденный решением Вавожского районного Совета депутатов от 15 июня    2007 года  № 83

Подпунктом 1 пункта 3 акта определено, что списание объектов основных средств и нематериальных активов независимо от источников их приобретения производится в следующем порядке: недвижимое имущество, передаточные устройства, транспортные средства независимо от их стоимости, а также иные объекты основных средств и объекты нематериальных активов, первоначальная балансовая стоимость которых превышает 500-кратный установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда за единицу соответствующего объекта, списываются с баланса муниципального органа или муниципального учреждения по акту о списании отдельных объектов основных средств и нематериальных активов на основании постановления главы Администрации муниципального образования «Вавожский район» и распоряжения руководителя муниципального органа или приказа руководителя муниципального учреждения.

Вместе с тем, согласно статье 3 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

Кроме того, Инструкция по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 года № 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» утратила силу в связи с изданием приказа Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н.

12. Решение Вавожского районного Совета депутатов от 26 января 2007 года № 45 «Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность и аренду из земель, находящихся в ведении муниципального образования «Вавожский район»

Подпунктами «б» и «в» пункта 1 решения установлены предельные минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность и аренду из земель, находящихся в ведении муниципального образования «Вавожский район» для индивидуального гаражного строительства и для размещения хозяйственных построек многоквартирных жилых домов.

Вместе с тем, частью 1 статьи 33 Земельного Кодекса РФ к полномочия органов местного самоуправления отнесено установление предельные размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.

Согласно части 3 этой же статьи Земельного Кодекса РФ для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

В то же время, органами местного самоуправления в Вавожском районе нормы отвода земель для конкретных видов деятельности, а также правила землепользования и застройки не утверждены.

13. Решение Вавожского районного Совета депутатов от 15 июня 2007 года № 81 «Об установлении нормативов расхода потребления воды на полив приусадебных участков на территории Вавожского района»

Установление нормативов потребления услуг водоснабжения для полива приусадебных участков противоречит пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307.

Согласно этой норме под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Полив приусадебного участка не относится к обеспечению комфортных условий проживания граждан в жилых помещениях.

Подобных полномочий органам местного самоуправления не дают и Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года № 167.

Данный акт регулирует отношения между организациями коммунального комплекса и юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического лица (пункт 1), но не гражданами. Соответственно, Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации не применяются к отношениям, по установлению тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг с участием граждан.

14. Решение Вавожского районного Совета депутатов от 29 мая 2008 года № 171 «О создании административной комиссии муниципального образования «Вавожский район»

Пункт 5.2. акта устанавливает, что дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении (постановления прокурора) и других материалов. В необходимых случаях срок рассмотрения дела может быть продлен не более чем на один месяц определением Комиссии.

В то же время, согласно части 2 статьи 29.6. КоАП РФ в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.

Кроме того, пунктом 5.5. акта определено, что, рассмотрев дело об административном правонарушении, административная Комиссия выносит постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Однако в соответствии с частью 2 статьи 29.9. КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении могут выноситься определения.

Помимо этого, перечисленные нормы акта противоречат:

- части 1 статьи 1.1. КоАП, согласно которой законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях;

- пункту 4 части 1 статьи 1.3. КоАП РФ, определяющему, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление порядка производства по делам об административных правонарушениях.

15. Решение Вавожского районного Совета депутатов от 15 июня 2007 года № 77 «Об утверждении Правил регулирования отношений, возникающих в области размещения объектов наружной рекламы и информации на территории МО «Вавожский район»

Пунктом 4.1.3. акта определено, что к заявлению прилагается пакет документов в соответствии с требованиями Федерального закона «О рекламе», в том числе топографическая съемка территории места установки рекламной конструкции в масштабе 1:500.

В соответствии с частью 12 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» орган местного самоуправления муниципального района не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции.

Под топографической съемкой понимается совокупность работ по созданию топографических карт или планов местности посредством измерений расстояний, высот, углов и т.п. с помощью различных инструментов (наземная съемка), а также получение изображений земной поверхности с летательных аппаратов (аэросъемка, космическая съемка).

Следовательно, топографические снимки относятся не к внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а к территориальному ее размещению.

Таким образом, в случае установки рекламы на уже имеющейся конструкции, а также в случае использования строительных сеток, перетяжек, рекламных конструкций, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, топографическая съемка не требуется.

Согласно пункту 4.1.4. акта в случае необходимости Администрация муниципального образования «Вавожский район» вправе запросить иные документы, относящиеся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции.

Пунктом 4.1.5. определено, что при непредставлении вышеуказанных документов Администрация муниципального образования «Вавожский район» вправе отказать в рассмотрении заявления.

Указанные нормы содержат коррупциогенный фактор, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, выражающийся в широте дискреционных полномочий - неопределенность условий или оснований принятия решения (подпункт «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96).

Выборочной проверкой выявлены следующие муниципальные акты, не соответствующие федеральному законодательству:

- постановление Администрации Глазовского района № 187 от 23 октября 2009 года «О порядке организации тушения пожаров в Глазовском районе» (далее – постановление)

Данный акт, регулирующий вопросы тушения пожаров, противоречит требованиям действующего законодательства по следующим основаниям.

Постановлением утверждены:

- порядок выезда пожарной техники на пожары, аварии, стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации, а также на спасание людей в случаях, не связанных с пожарами.

- порядок выезда руководящего состава гарнизона на пожары, аварии, и происшествия;

- порядок предоставления информации в Администрацию Глазовского района, отдел ГО и ЧС, СОО (ПС) ЦУС ФПС, а также руководителям объектов экономики Глазовского района;

- порядок привлечения пожарного поезда  ст. Балезино Кировского отделения Горьковской железной дороги ОАО «РЖД» при тушении пожаров, и проведения связанных с ними аварийно-спасательных работ на объектах ст. Глазов и железнодорожном транспорте, а также на объектах, не относящихся к ОАО «РЖД».

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности определены Федеральными законами от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Указанный вопрос не входит в перечень вопросов местного значения муниципального района.

В свою очередь, к полномочиям поселений и городских округов Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (пункт 9 части 1 статьи 14) и, соответственно, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (пункт 10 части 1 статьи 16).

Кроме того, согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организация тушения пожаров - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

Данная задача статьей 4 этого же Федерального закона возложена на пожарную охрану.

Статьей 16 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относится осуществление тушения пожаров в населенных пунктах.

Помимо этого, утвержденные постановлением Администрации Глазовского района № 187 от 23 октября 2009 года «О порядке организации тушения пожаров в Глазовском районе» приложения, регулируют вопросы деятельности федеральных органов государственной власти.

В то же время, согласно пункт «г» статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности находятся в ведении Российской Федерации.

- Положение о резервном фонде органов местного самоуправления Глазовского района, утвержденное решением Совета депутатов от 24 марта 2005 года № 231

Противоречит пункту 6 статьи 81 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, согласно которому порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации, предусмотренного в составе местного бюджета, устанавливается местной администрацией.

- Положение о порядке признания безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням по налогам и сборам, зачисляемым в бюджет муниципального образования «Глазовский район», утвержденное решением Совета депутатов от 30 мая 2001 года № 164

Противоречит части 1 статьи 59 Налогового Кодекса Российской Федерации, согласно которой недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном местными администрациями по региональным и местным налогам.

- Положение об обеспечении деятельности депутатов Глазовского Районного Совета депутатов, утвержденное решением Глазовского Районного Совета депутатов от 29 мая 2008 года № 236

Пункт 6.1. устанавливает, что руководитель органа или должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, должен дать на него ответ в письменной форме не позднее двадцати дней со дня его получения.

В то же время, согласно пункт «г» статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности находятся в ведении Российской Федерации.

Кроме того, регулирование деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации не входит в перечень вопросов местного значения, определенных Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, действующее законодательство позволяет установить сроки рассмотрения депутатских запросов только в отношении органов местного самоуправления, их структурных подразделений, подведомственных им предприятий и учреждений, а также юридических лиц, не относящихся к органам государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

- Положение о порядке сбора и использования денежных средств, собранных с населения за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда, утвержденное решением Глазовской городской Думы от 31 января 2006 года № 61

Пункт 5 указанного акта устанавливает, что денежные средства, собранные с населения за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда, организациями, осуществляющими начисление платежей и сбор денежных средств с населения за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда, расходуются строго по их целевому назначению, в соответствии с утвержденной сметой расходов денежных средств, собранных с населения за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда

Данная норма противоречит статье 35 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов.

Согласно этому принципу расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением:

- субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

- добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

- расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

- расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

- отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

Расходы, увязанные с доходами от поступления денежных средств, собранных с населения за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда, не относятся к случаям, предусмотренным статьей 35 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

По этому же основанию противоречат Бюджетному Кодексу Российской Федерации следующие нормы Положения:

- абзац 1 пункта 3 (устанавливает, что денежные средства, собранные с населения за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда, должны быть использованы по отдельной смете);

- пункт 6 (определяет направления расходования денежных средств, собранных с населения за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда);

- пункт 7 (определяет порядок использования денежных средств, собранных с населения за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда);

- пункт 8 (устанавливает контроль целевого использования денежных средств, собранных с населения за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда).

Помимо этого, противоречит действующему законодательству акты ряда поселений, регулирующие статус местных администраций. Указанные акты содержат перечень вопросов местного значения, не соответствующих Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Выборочной проверкой выявлены следующие муниципальные акты, не соответствующие федеральному законодательству:

- Положение об отделе архитектуры Администрации Игринского района, утвержденное решением Совета депутатов от 20 сентября 2007 года № 7

Пункт 2.1 Положения устанавливает, что в задачи отдела входит подготовка документов, обоснований и рекомендаций к решениям, принимаемым МО «Игринский» район и администрацией района в области строительства, планировки и застройки на территории района и населенных пунктов.

Пунктом 3.2 определено, что в функции отдела входит организация и участие в разработке и исполнении правил застройки района.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся утверждение правил землепользования и застройки соответствующих лишь межселенных территорий.

По этому же основанию противоречат действующему законодательству пункты 4.7 и 4.8 Положения.

В соответствии с пунктом 3.10 Положения к функциям отдела относится подготовка разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.

В то же время, эти полномочия, согласно пункту 5 части 1 статьи 8 ГрК РФ отнесены к компетенции органов местного самоуправления поселений.

Пункт 3.11 Положения определяет в качестве функции отдела участие в лицензировании разработчиков градостроительной документации и исполнителей строительно-монтажных работ.

Вместе с тем, указанные вопросы не входят в перечень полномочий органов местного самоуправления, перечисленных в статье 8 ГрК РФ.

Кроме того, лицензирование архитектурной деятельности, в рамках которой осуществляется работа по разработке проектную и (или) градостроительной документации, не проводится с момента вступления в силу Федерального закона от 10 января 2003 года № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В настоящее время лицензирование указанного вида деятельности не предусмотрено Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Пунктом 4.10 Положения определено, что отдел выдает предписания, обязательные для исполнения всеми участниками градостроительной деятельности.

В то же время, выдача таких предписаний осуществляется в рамках полномочий по контролю и надзору, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Органы местного самоуправления муниципальных районов не наделены полномочиями по контролю соблюдения законодательства о градостроительной деятельности.

- Положение об отделе строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации МО «Игринский район», утвержденное решением Совета депутатов от 30 октября 2008 года № 12

Пунктом 3.3 Положения установлено, что отдел принимает меры к недопущению брака в строительстве.

В то же время, осуществление указанных функций возможно лишь при осуществлении полномочий по контролю и надзору, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Органы местного самоуправления муниципальных районов не наделены полномочиями по контролю соблюдения законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 3.5 Положения отдел проверяет готовность котельных к отопительному сезону, а также наличие в них запаса топлива.

Вместе с тем, организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесена к вопросам местного значения поселения.

Кроме того, реализация указанных функций возможна только в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

По этому же основанию противоречит действующему законодательству пункт 4.2

- Положение об управлении сельского хозяйства Администрации МО «Игринский район», утвержденное решением Совета депутатов от 06 декабря 2007 года № 4

Пунктом 32 Положения установлено, что управление организует и осуществляет деятельность по охране труда, расследованию и предупреждению несчастных случаев, профессиональных заболеваний на производстве.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний возлагается на работодателя.

- Положение об управлении культуры Администрации МО «Игринский район», утвержденное решением Совета депутатов от 26 апреля 2007 года  № 6

Пунктом 2.2 Положения определено, что одной из задач управления является осуществление контроля за исполнением нормативных правовых актов в сфере культуры.

Вместе с тем, в силу статьи 2 Основ законодательства Российской Федерации о культуре законодательство Российской Федерации о культуре состоит из настоящих Основ, законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации о культуре.

Согласно статье 37 Основ законодательства Российской Федерации о культуре контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре отнесен к полномочиям федеральных органов государственной власти в области культуры.

- Положение об управлении образования Администрации МО «Игринский район», утвержденное решением Совета депутатов от 27 декабря 2005 года № 5

Пунктом 12 Положения к задачам управления отнесены:

- контроль за соответствием условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательными учреждениями и организациями (абзац 3);

 - осуществление контроля за исполнением нормативных правовых актов в сфере образования (абзац 4).

В то же время, в соответствии со статьей 28 закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:

- надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования и научными организациями, реализующими образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования, по которым установлены федеральные государственные требования, российскими образовательными учреждениями, расположенными за пределами территории Российской Федерации, образовательными учреждениями высшего профессионального образования, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования; принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний образовательным учреждениям и соответствующим органам, осуществляющим государственное управление в сфере образования; контроль за исполнением предписаний (пункт 21);

- организация контроля качества подготовки обучающихся и выпускников (государственной (итоговой) аттестации) по образовательным программам основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (пункт 22.1);

- осуществление контроля качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями и устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами и требованиями (пункт 23).

Кроме того, абзац 13 пункта 13 Положения устанавливает, что управление проводит аттестацию педагогических и руководящих работников учреждений.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.1 Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования РФ от 26 июня 2000 года № 1908, аттестация проводится аттестационными комиссиями, в том числе, муниципальной, создаваемой соответствующим местным (муниципальным) органом управления образованием.

Таким образом, орган местного самоуправления не вправе проводить аттестацию.

В соответствии с абзацем 6 пункта 17 Положения источниками формирования имущества и средств управления являются заемные и кредитные средства.

В то же время, согласно части 4 статьи 161 БК РФ бюджетные кредиты бюджетным учреждениям не предоставляются, помимо этого, бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы).

- Положение об отделе физической культуры и спорту Администрации МО «Игринский район», утвержденное решением Совета депутатов от 20 сентября 2007 года № 7

Абзацем 8 главы 3 Положения установлено, что Отдел осуществляется учет и контроль, независимо от ведомственной принадлежности, эксплуатации спортивных сооружений, пунктов и баз.

Данные полномочия у органов местного самоуправления отсутствуют, их нет в статье 8 Федерального закона от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

В соответствии с абзацем 9 главы 3 Положения Отдел присваивает спортивные разряды, судейские категории победителей соревнований.

Вместе с тем, согласно пункту 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» присвоение спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивных судей отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.

- Положение об отделе экономического развития и торговли МО «Игринский район», утвержденное решением Совета депутатов от 20 сентября 2007 года № 7

Пунктом 3.30 Положения установлено, что отдел принимает участие в совместных проверках торговых предприятий и рынков с контролирующими органами.

Полномочия по проверке субъектов предпринимательской деятельности осуществляется федеральными органами государственной власти, муниципалам такие  полномочия  Федеральным   законом   от   26 декабря  2008   года    № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не предоставлены.

Пункт 3.33 определяет, что отдел готовит уведомления на получение лицензий на розничную продажу алкогольной продукции.

Указанные уведомления не предусмотрены федеральным законодательством.

Выборочной проверкой выявлены следующие муниципальные акты, не соответствующие федеральному законодательству:

- Положение об отделе гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Каракулинского района, утвержденное главой администрации Каракулинского района от 4 ноября 2002 года № 417 (далее – Положение)

Пункт 1.4 Положения устанавливает, что отдел по делам ГО и ЧС осуществляет свою деятельность под совместным руководством главы администрации Каракулинского района и министра по делам ГО и ЧС Удмуртской Республики.

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В настоящее время федеральное законодательство не содержит норм, согласно которым руководство органами местного самоуправления и их структурными подразделениями осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 указа Президента УР от 26.03.2009 № 60 «О формировании исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики» Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики ликвидировано.

По этому же основанию противоречит требованиям федерального законодательства пункт 6.2 Положения.

Пунктом 2.5 Положения на отдел по делам ГО и ЧС возложены полномочия по контролю за выполнением установленных требований по ГО, мероприятий по предупреждению ЧС, готовности органов повседневного управления, сил и средств ГО к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении ЧС.

В то же время, осуществление контрольных полномочий в сфере ГО и ЧС не входит в компетенцию органов местного самоуправления, определенную частью 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

В силу статьи 13 этого же Федерального закона специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны.

Помимо этого, в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» органами местного самоуправления осуществляется контроль требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от  12 февраля  1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, органы местного самоуправления вправе осуществлять контроль исполнения законодательства о ГО и ЧС только в отношении подведомственных им организаций и учреждений.

По этому же основанию противоречат действующему законодательству пункты 3.1, 3.5, 3.8 Положения.

Пунктом 4.8 Положения установлено, что отдел по делам ГО и ЧС имеет право на прохождение переподготовки и повышение квалификации за счет средств бюджетов иных уровней.

В то же время в соответствии со статьей 30 Бюджетного Кодекса РФ органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

- Положение об управлении народного образования администрации Каракулинского района, утвержденное решением Совета депутатов от 15 мая 2008 года № 14/9-08

Пунктом 1.6 определено, что управление имеет лицевой счет в Управлении Министерства финансов УР в Каракулинском районе.

Вместе с тем, в соответствии с постановление Правительства УР от 22.06.2009 № 166 «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 9 апреля 2001 года № 371 «О Министерстве финансов Удмуртской Республики» территориальные органы Министерства финансов УР ликвидированы.

- Положение об отделе экономики администрации Каракулинского района, утвержденное постановлением администрации района № 96 от 1 марта 2007 года

Подпункт 3 пункта 4 Положения устанавливает, что отдел экономики занимается распределением лесосечного фонда.

Вместе с тем, понятие лесосечного фонда отсутствует в Лесном Кодексе РФ. Кроме того, распределение участков лесного фонда не входит в полномочия органов местного самоуправления, определенных статьей 84 ЛК РФ.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов, является полномочием Российской Федерации, переданным органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

- Положение о налоге на имущество физических лиц, утвержденное решением Совета депутатов МО «Вятское» от 23 ноября 2006 года № 7/1-06

В соответствии с пунктом 2.4 указанного акта объектами налогообложения признаются жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение.

Вместе с тем, согласно пункту 7 статьи 2 закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» объектом налогообложения является доля в праве общей собственности на вышеперечисленное имущество.

Также в абзаце 6 пункта 2.6 данного решения указано, что от уплаты налога освобождаются лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также лица, указанные в статьях 2, 3, 5, 6 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Вместе с тем, указанная редакция данной нормы не учитывает требований Федерального закона от 05.04.2009 № 45-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» и, соответственно, абзаца 6 части 1 статьи 4 закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Помимо этого, в соответствии с законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» органы местного самоуправления обладают лишь полномочиями по установлению ставок налога в пределах, определенных настоящим законом (часть 1 статьи 3) и льгот (часть 4 статьи 4).

Иных полномочий в рамках регулирования отношений в сфере налога на имущество физических лиц органам местного самоуправления действующее законодательство не предоставляет.

Необходимо отметь, что аналогичные акты, содержащие подобные нормы, приняты во всех поселениях, находящихся в границах района.

- Положение о комиссии по квотированию рабочих мест для приема на работу инвалидов и трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы на территории Каракулинского района, утвержденное постановлением администрации МО «Каракулинский район» от 2 марта 2010 года № 146

В соответствии с пунктом 2 Положения одной из основных задач комиссии является осуществление постоянного контроля за ходом выполнения работодателями квот для приема инвалидов.

Вместе с тем, согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» органами местного самоуправления осуществляется контроль требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Тогда как, в силу статьи  3  Федерального закона  от  24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статьей 21 этого же Федерального закона определено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Указанный вопрос урегулирован постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19 ноября 2007 года № 176 «О квотировании рабочих мест для инвалидов и трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы».

Таким образом, органы местного самоуправления не вправе осуществлять контроль реализации федеральных нормативных правовых актов и актов субъекта Российской Федерации, за исключением случаев наделения их соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.

Данные полномочия органам местного самоуправления в Удмуртской Республике не переданы.

- Положение о работе с письменными и устными обращениями граждан в администрации Каракулинского района, утверждено постановлением главы администрации района от 7 августа 2002 года № 289

Разработано на основании утратившего силу закона Удмуртской Республики «Об обращениях граждан».

Данным актом предусмотрено рассмотрение обращений в срок не более месяца с момента их поступления.

В то же время, согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

- Программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на территории МО «Каракулинское» на 2009-2014 годы, утвержденная решением Совета депутатов № 8/1-09 от 19 февраля 2009 года

Противоречит пункту 1 статьи 179 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, согласно которому долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования.

Подобные целевые программы приняты во всех поселениях, находящихся в границах Каракулинского района, но ряд из них утвержден в срок до 1 января 2009 года, то есть, до того момента, когда полномочия по утверждению долгосрочных целевых программ бюджетным законодательством возложили на местные администрации.

- Положение об организации и ведении гражданской обороны в МО «Ныргындинское»

Абзацем 6 пункта 2.1 положения на главу местного самоуправления возложены полномочия по контролю применения мер по обеспечению решения задач и выполнению мероприятий по гражданской обороне в пределах муниципального образования.

В то же время, осуществление контрольных полномочий в сфере ГО и ЧС не входит в компетенцию органов местного самоуправления, определенную частью 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

В силу статьи 13 этого же Федерального закона специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны.

Помимо этого, в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» органами местного самоуправления осуществляется контроль требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Согласно части 1 статьи  3  Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, органы местного самоуправления вправе осуществлять контроль исполнения законодательства о ГО и ЧС только в отношении подведомственных им организаций и учреждений.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2.2. представительный орган указанного МО осуществляет законодательное регулирование в области организации и ведения гражданской обороны.

Однако уставом МО не предусмотрено издание таких нормативных правовых актов как законы.

Кроме того, согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По этим же основаниям противоречит действующему законодательству пункт 6 Положения.

Согласно абзацу 4 пункта 2.2 положения представительный орган муниципального образования утверждает целевые программы в области организации и ведения гражданской обороны.

Вместе с тем, это противоречит пункту 1 статьи 179 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, согласно которому долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования.

Абзацем 7 пункта 2.3 Положения определено, что органы местного самоуправления утверждают перечень организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования.

В то же время, в силу пункта 9 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 23.12.2005 г. № 999 органы местного самоуправления, исходя из статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», на соответствующих территориях вправе определять организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования, а также вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, и осуществлять их учет.

Следовательно, осуществление указанного в Положении полномочия возможно только в отношении организаций, подведомственных органам местного самоуправления.



Возврат к списку