Версия для слабовидящих
Выступление В.П. Невоструева на XXXVIII заседании Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ ПФО 27.03.2014 года

Выступление В.П. Невоструева на XXXVIII заседании Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ ПФО 27.03.2014 года

30.03.2014
Обсуждаемая нами  тема очень актуальна для Удмуртии. Наша республика – это крупный промышленный регион России с высокой степенью концентрации предприятий  нефтедобывающей, металлургической промышленности, машиностроения, строительной отрасли, а также агропромышленного комплекса.
Высокая концентрация промышленного и сельскохозяйственного производства, транспортной инфраструктуры  создают чрезвычайно высокую техногенную нагрузку на окружающую среду.

Не случайно интерес наших граждан к проблемам экологической безопасности окружающей среды с каждым годом возрастает.

В 2000-х годах  решению задач природоохранного характера в Удмуртии способствовал целевой бюджетный Экологический фонд.  Опыт существования  экологических фондов в субъектах России показал, что они являлись эффективной формой мобилизация  финансовых ресурсов (как бюджетных, так и внебюджетных) на природоохранные мероприятия. Были четко определены источники формирования экологических фондов и порядок финансирования природоохранных мероприятий.

Существовал Федеральный экологический фонд Российской Федерации, который  являлся  координатором системы экологических фондов и обеспечивал финансирование природоохранных программ и проектов федерального, межрегионального, регионального и даже местного значения. Фонд позволял оказывать меры экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, реализующих мероприятия в области охраны окружающей среды.

Неоднократно оказывалась срочная адресная помощь регионам, в которых имелись зоны экологического бедствия.

Нужно отметить, что на тот момент в России особое социальное значение имели два бюджетных фонда: Экологический и Дорожный фонды. Только целевым аккумулированием средств возможно было решить такие глобальные социальные проблемы как дороги и экология.

С  2008 года в соответствии с изменившимся бюджетным законодательством  деятельность экологических фондов была прекращена. Ликвидирован и дорожный фонд.

Однако, мнение экспертов в области окружающей среды, общественных организаций в сфере охраны  природных ресурсов такого, что ликвидация экологических фондов имела для регионов негативные последствия. А именно: сегодня финансирование природоохранных мероприятий в субъектах осуществляется исходя из принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджета. Существует опасность возврата к финансированию природоохранных мероприятий по остаточному принципу.

На федеральном уровне было принято решение о возобновлении деятельности дорожных фондов. С 2012 года возобновили существование дорожные фонды субъектов Российской Федерации, а затем созданы и муниципальные дорожные фонды.

Считаю необходимым  выйти на федеральный уровень с инициативой о возобновлении деятельности экологических фондов, как федерального,  так и региональных. Возобновление деятельности экологических фондов  в целом было поддержано и  на IV Всероссийского съезда по охране окружающей среды. Необходимо ускорить решение данного вопроса.

Уверен, создание единой системы государственных экологических фондов будет способствовать проведению единой государственной политики в области охраны окружающей среды.

Второй момент, на котором я бы хотел заострить внимание.

Увеличение объёмов промышленного производства, ежегодный рост числа автомобилей являются основными причинами загрязнения атмосферного воздуха в городах.

В современных условиях функционирования применяется не самый удобный механизм распределения и перераспределения средств за выброс в атмосферу загрязняющих веществ предприятиями. Для Удмуртской Республики указанная проблема является актуальной.

Необходимо рассмотреть возможность более активного применения методов экономического стимулирования предприятий, осуществляющих инвестиции в природоохранные мероприятия и проекты.

Предлагаю восстановить в полной мере действие постановления Правительства РФ от 08.01.2009 г. № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках», отменив постановление Правительства РФ от 08.11.2012 г. №1148 «Об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа».

И последнее. Немаловажной проблемой для субъектов является утилизация, обезвреживание, переработка и вторичное использование отходов производства и потребления.

На территории Удмуртской Республики нет ни одного полигона (за исключением полигона в г. Ижевска), соответствующего экологическим и санитарно-гигиеническим нормам. Места размещения отходов, как правило, не отвечают нормативным требованиям, позволяющим исключить загрязнение окружающей природной среды. По сути, все места размещения отходов являются свалками, многие из которых исчерпали свои мощности, подлежат консервации и рекультивации.

Для большинства  муниципальных образований практически нереальной остаётся задача строительства современных предприятий по переработке отходов, крупных и финансово затратных инвестиционных объектов. Годами проводится экспертиза проектов, а стоимость строительства полигонов доходит до сотни миллионов рублей.

Для решения задачи сокращения объем накопленных отходов, ликвидации объектов экологического ущерба  Министерством природных ресурсов разработана программа «Ликвидация накопленного экологического ущерба» с бюджетом в 100 миллиардов рублей.  За семь лет показатель использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в России должен быть увеличен с 11 до 80%. Однако требования по участию в федеральной программе жесткие. На первом этапе реализации в программу включены только крупные объекты экологического ущерба. На сегодня программа пока проходит процессы согласования. Вносим предложение уже на втором этапе реализации программы, а она рассчитана до 2025 года,  включит в нее  региональные проекты по ликвидации бытовых свалок и  дать возможность субъектам принять участие в  реализации программы.

В целом нами подготовлен более широкий  перечень предложений по совершенствованию нормативного регулирования природоохранной деятельности, который я передаю для включения в проект решения нашего заседания.

Возврат к списку