Версия для слабовидящих
Выступление В.П. Невоструева на XXXIX заседании Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ ПФО 20.06.2014 года

Выступление В.П. Невоструева на XXXIX заседании Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ ПФО 20.06.2014 года

22.06.2014
Проблема доступности и качества детских садов, вынесенная на обсуждение нашего заседания, одна из наиболее острых для россиян.
Как показывает статистика обращений граждан в органы власти России, жалобы на отсутствие мест в дошкольных образовательных организациях занимают следующее место после жалоб по поводу Единого государственного экзамена.

В последние два десятилетия в стране сложился существенный дефицит мест в детских садах.

По состоянию на конец 2012 года в целом по России в очереди на получение места в детском саду стояло более полумиллиона семей. В регионах Приволжского федерального округа в детских садах нуждались  около 135 тысяч детей в возрасте от полутора до семи лет.

Указом Президента страны от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» перед Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов поставлена задача достижения к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.

Безусловно, решение такой масштабной задачи потребовало консолидации организационных, управленческих и финансовых ресурсов федерального центра и регионов.

В 2013 году в России стартовал проект по модернизации дошкольного образования. Первым шагом реализации проекта явились мероприятия по созданию нормативной правовой базы.

В субъектах были приняты региональные комплексы мер по модернизации дошкольного образования, так называемые «дорожные карты». В основу их разработки легли прогнозные показатели рождаемости, численности детей.

Была сделана оценка потребности  количества мест в детских садах.

В рамках реализации «дорожных карт» в субъектах федерального  округа за три года планируется введение более  175 тысяч новых мест.

Своевременно Правительством России принято решение о государственной поддержке модернизации региональных систем дошкольного образования.  В прошлом году из федерального бюджета российским регионам направлены субсидии на реализацию мероприятий в размере 50 миллиардов рублей.

Субсидии предоставляются при наличии согласованного с Министерством образования и науки Российской Федерации комплекса мер. В их числе:

обязательство софинансирования из региональных бюджетов мероприятий по строительству и реконструкции зданий детских садов;

наличие мер по поддержке и развитию негосударственного сектора дошкольного образования.

Все регионы округа активно включились в проект по модернизации дошкольного образования.

За первый год реализации проекта субъектами получено более 10 миллиардов рублей субсидий, объём софинанирования из региональных бюджетов составил более 7 миллиардов рублей.

На территории округа вновь построено, реконструировано и возвращено в систему дошкольного образования 1047 объектов. Создано 87 тысяч 760 мест в дошкольных образовательных организациях. Нужно отметить, что наибольшее количество объектов приходится именно на наш Приволжский федеральный округ.

В 2014 году Правительством России  решено направить еще 50 миллиардов рублей на реализацию проекта двумя траншами. Субъектами федерального округа первым траншем будет получено более 2 млрд 900 млн. рублей. С учётом софинансирования планируется введение около 18 тысяч мест в дошкольных образовательных организациях.



Теперь об опыте реализации мероприятий по модернизации системы дошкольного образования в  Удмуртской Республике.



Система дошкольного образования Удмуртии насчитывает 889 образовательных организаций.  В них воспитывается и обучается более  94 тысяч детей.

Следует отметить, что к решению вопросов ликвидации очередности и обеспечения доступности дошкольного образования мы приступили ещё в 2007 году.

Именно в этот период показатели рождаемости в республике резко пошли вверх. Уже несколько лет наблюдается положительный естественный прирост населения. По итогам прошлого года он составил около 2800 человек. В Удмуртии родилось более 22-х тысяч детей.

Согласно новому федеральному закону об образовании дошкольное образование выделено как равноценная и самостоятельная ступень непрерывного образования, как один из главных образовательных ресурсов.  А, значит, является предметом заботы государства.

В Удмуртии в решении задачи обеспечения детей дошкольным образованием всегда исходили из позиции преимущественного государственного участия.  Была сделана ставка на государственные инвестиции в объекты дошкольного  образования, на строительство новых объектов.



В период с 2007 года построено и реконструировано 70 новых детских садов, введено более 12 тысяч мест. На эти цели из республиканского  бюджета направлено более 6 миллиардов рублей.

Проведена ревизия всех зданий и помещений дошкольного образования на предмет их целевого использования. Возвращено в систему 19 зданий детских садов. Возврат ещё трёх планируется в ближайшее время.

Это дало ощутимые результаты. Показатель охвата детей в  возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием в прошлом году составил 83,9 процента. Нужно отметить, что это лучший показатель среди регионов округа.



Удмуртская Республика включилась в федеральный проект модернизации систем дошкольного образования.

В 2013 году введено 3 361 место для детей дошкольного возраста. Построено и отремонтировано 54 объекта. По итогам прошлого года наша республика вошла в число десяти регионов России, которые лидируют по темпам ввода дошкольных мест.

Новые объекты образования, вы их видите на экране,  стали истинным украшением наших городов и сёл.



Отмечу, что в Удмуртии активно используются многофункциональные архитектурные проекты, предусматривающие возможность быстрого и малозатратного перепрофилирования зданий дошкольных учреждений под начальные школы.

Именно эта  задача поставлена Президентом нашей страны. Такие комплексы отлично подходят для сельской местности и экономят бюджетные средства. В Удмуртии строительство многофункицональных зданий ведётся уже несколько лет.

Только в прошлом году построено и реконструировано 8 учреждений, имеющих в своём составе детские сады или дошкольные группы.

В их числе начальная общеобразовательная школа-сад в деревне Юдчино Ярского района.

Основная общеобразовательная школа в селе Селычка Якшур-Бодьинского района и другие.



Итогом первого этапа реализации проекта модернизации  стало значительное сокращение очерёдности на получение места в дошкольные образовательные организации.

Тем не менее, проблема в республике сохраняется.

На 1 мая текущего года очерёдность детей в возрасте от 3 до 7 лет на получение места составила более  2 тысяч 200 человек.

В текущем году за счет федеральных субсидий и собственных средств в Удмуртии будет введено 2 040 мест, основная часть из которых за счёт строительства новых объектов.

В результате показатель охвата детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием будет доведен до 99,3 процента.  Отмечу также, что в республике возросло количество ясельных групп.



Важной частью модернизации системы дошкольного образования стало внедрение электронной формы услуги по приёму заявления, постановке на учёт и зачислению детей в дошкольные учреждения.

Проект по внедрению электронной очереди в детские сады в Удмуртии стартовал в 2011 году. На начальном этапе в проекте участвовало 5 городов республики.

На 1 апреля текущего года электронная очередь введена во всех муниципальных районах и городских округах.

Она интегрирована с федеральным сегментом и формируется на основе информационной системы «Электронный детский сад».

         Внедрение такой системы позволяет видеть общую картину по решению проблемы дефицита мест, а также будет способствовать повышению информационной открытости и прозрачности деятельности органов управления образованием.



Повышению охвата детей дошкольным образованием также способствует применение вариативных форм дошкольного образования, таких как группы кратковременного пребывания детей, группы присмотра и ухода, семейный детский сад.

На сегодня в республике на базе образовательных организаций функционирует 52 группы кратковременного пребывания с общим количеством воспитанников порядка четырехсот человек.



В качестве одного из важных ресурсов развития системы дошкольного образования мы рассматриваем развитие его негосударственного сектора. Сегодня в России для этого сформирована необходимая  нормативная правовая база. Юридические лица независимо от их организационной правовой формы могут вести деятельность по программам дошкольного образования в качестве либо основного, либо дополнительного вида деятельности.  Индивидуальные предприниматели  уравнены в правах и ответственности с организациями, ведущими образовательную деятельность.

Вступившие в силу новые санитарные правила серьёзно упростили доступ новых участников в систему дошкольного образования.

И, наконец, с начала текущего года частным детским садам предоставлена возможность получать финансовые средства на реализацию образовательных программ из бюджета субъекта.

4 июня Президент страны подписал федеральный закон, в соответствии с которым освобождается от налога на добавленную стоимость реализация услуг по присмотру и уходу за детьми в организациях дошкольного образования.

Предприниматели, которые занимаются социальными проектами, отмечают, что фактически те ограничения, которые были связаны с «новыми» санитарными правилами на сегодня сняты. Основным ограничительным фактором предприниматели назвали высокую стоимость кредитов для развития бизнеса в данной сфере.

В Удмуртии на начало 2014 года 30 индивидуальных предпринимателей оказывали услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.

Востребованы услуги негосударственного дошкольного учреждения детский сад «Весёлый светлячок» -  первого частного учреждения, открытого в Удмуртии в 2010 году.



В субъектах федерального округа нарабатывается положительный опыт поддержки и развития вариативных форм и негосударственного сектора дошкольного образования. Приведу некоторые примеры.

В Самарской области успешно реализуется проект создания системы инновационных дошкольных учреждений «Билдинг-Садов»  путем проектирования дошкольного образовательного учреждения по типовому проекту, а также организации в новостройках на первых этажах отдельных помещений под организацию частных детских садов. Проект получил поддержку на федеральном уровне и вошел в модельную программу Федерального агентства стратегических инициатив по развитию негосударственного сектора дошкольного образования в субъектах России.

В Саратовской, Ульяновской областях проводится работа по внедрению проекта «Билдинг–сад».

Следует отметить успешный опыт субъектов округа по строительству детских объектов в рамках государственно-частного партнёрства с представителями социально-активного бизнеса, такими как «Российские железные дороги», «Роснефть», корпорация «Авиакор».

Заслуживает внимания проект, который реализуется в Пензенской области и   Пермском крае – «Выездной воспитатель» - его целью является обеспечение доступности дошкольного образования для детей, проживающих в отдаленных территориях и не имеющих возможности получать услугу дошкольного образования.

В Республике Марий Эл некоммерческим организациям, реализующим программу дошкольного образования, предоставляются в безвозмездное пользование объекты имущества государственной казны на условиях проведения  реконструкции.

Считаю: нам необходимо активнее перенимать положительный  опыт регионов федерального округа в реализации программ модернизации дошкольного образования и внедрять его у себя.



Вместе с тем, в субъектах отмечают достаточно низкую заинтересованность частного бизнеса в оказании услуг дошкольного образования.

В развитии негосударственного сектора нам предстоит кропотливая работа по привлечению инвесторов, изысканию кадровых ресурсов и перестройке мышления родителей и общества в целом. Задачи эти ориентированы на долгосрочную перспективу, они не решаются одномоментно.

Решение проблемы мы видим в реализации комплекса мер по развитию негосударственного сектора: формированию системы финансовой, имущественной, налоговой, кадровой, научно-методической и информационной поддержки, созданию условий для стимулирования его деятельности.



Действенной формой поддержки является субсидирование  реализации социально-значимых проектов некоммерческих организаций. В 2013 году победителем республиканского  конкурса  социально-значимых проектов и  получателем субсидии стало негосударственное образовательное учреждение Центр раннего развития «Школа-Кроха» в городе Ижевске. Он успешно реализует проект «Сенсорная комната» для детей с особыми потребностями в образовании.



Создавая новые места в системе дошкольного образования нельзя забывать о его качестве. Впервые утверждён федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Его реализация позволит обеспечить равные условия получения качественного дошкольного образования для каждого ребенка вне зависимости от вида организации, режима функционирования и формы собственности.

С начала текущего года в Удмуртии начата  работа по введению образовательного стандарта дошкольного образования. Прорабатываются вопросы нормативного, финансово-экономического,  организационного,  кадрового обеспечения деятельности детских садов.

Во всех муниципальных образованиях и образовательных организациях приняты планы-графики введения образовательного стандарта.

Уже сегодня опытом введения образовательного стандарта делятся 7 республиканских и 8 муниципальных экспериментальных (инновационных) площадок. С начала учебного года начнут функционировать 4 стажировочные площадки для педагогов и руководителей учреждений дошкольного образования.

По итогам социологического исследования, проведенного в детских дошкольных организациях республики, 85 процентов педагогических коллективов убеждены, что этот стандарт необходим и будет успешно внедряться. Это же исследование показало, что наиболее актуальной проблемой является кадровый  вопрос.

В рамках подготовки к заседанию Ассоциации в Государственном Совете республики была проведена дискуссионная площадка по проблемам и перспективам развития дошкольного образования. Более двухсот представителей  сферы дошкольного образования – руководителей дошкольных организаций, педагогов,  представителей общественности, родительского сообщества участвовали в дискуссии.  Наиболее остро была обозначена проблема обеспечения квалифицированными кадрами.

В системе дошкольного образования республики сегодня занято более 9 тысяч педагогических работников. Растет уровень квалификации специалистов, доля  педагогов, имеющих высшее образование.  Вместе с тем вызывает беспокойство проблема  старения кадров – практически четверть педагогов – это люди старше 50 лет, тогда как молодые специалисты составляют лишь 19%.

Кроме того, в детских садах необходимы не только квалифицированные воспитатели, но инструкторы по физической культуре, педагоги-психологи, учителя – дефектологи и другие специалисты.

Вместе с тем, штатные нормативы комплектования дошкольных образовательных организаций на федеральном уровне отсутствуют. Каждый субъект индивидуально решает: какие штатные единицы вводить в каждом детском саду.

Отсутствие унифицированных штатных нормативов на дошкольные образовательные организации  с учётом комплектности не позволяет обеспечить реализацию основных идей государственного стандарта дошкольного образования: обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного образования и сохранение единства образовательного пространства государства.

Считаю необходимым обратиться к Министерству образования и науки России с данной проблемой и предложить разработать унифицированные штатные нормативы.



Повышение престижа работников сферы дошкольного образования связано также  с повышением заработной платы. Не случайно, одним из показателей оценки эффективности  модернизации в сфере дошкольного образования является доведение средней заработной платы педагогических работников дошкольного образования до уровня средней заработной платы в сфере общего образования.

Средняя заработная плата педагогом дошкольных организаций в Удмуртии в 2013 году составила 17 тысяч 315 рублей. Это выше средней заработной платы в сфере общего образования.



Мы находимся в постоянном поиске новых форм поддержки педагогических кадров и закрепления молодых специалистов на местах. В 2011 году зародилась идея по содействию учителям и воспитателям детских садов в решении вопросов получения жилья на льготных основаниях. Инициатором проекта стал Президент России Владимир Путин. Удмуртия поддержала инициативу главы государства, разработав проект «Учительский дом».

В июле 2013 года в ижевском микрорайоне «Столичный, введён в строй первый в России «Учительский дом» для ста семей педагогов республики, 33 из которых работники дошкольного образования.

Для привлечения молодых специалистов  на село в новом региональном законе об образовании предусмотрены единовременные денежные выплаты выпускникам учебных заведений за каждый полный год работы в сельских образовательных организациях, в том числе дошкольных: за первый год – 40 тысяч рублей, за второй – 60, за третий  - 80 тысяч рублей.



Решая задачу достижения к 2016 году 100 процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, необходимо уже сейчас  проработать на  перспективу мероприятия по реализации следующего этапа модернизации дошкольного образования -  обеспечение доступности  мест для детей младшего дошкольного возраста до 3 лет.

Положения нового федерального закона об образовании гарантируют гражданам нашей страны получение дошкольного образования по достижении детьми возраста двух месяцев.

Очевидно, что реализация следующего этапа также потребует консолидации ресурсов федерального и регионального уровней.

Считаю целесообразным обратиться к федеральному Правительству с предложением проработать вопрос о дополнительном финансировании мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования с учётом итогов анализа ситуации, сложившейся в субъектах Российской Федерации.



Отдельно хочу остановиться  на некоторых проблемах, с которыми в Удмуртской Республике столкнулись, выполняя условия соглашения на получение федеральной субсидии.

Стоимость  создания одного места в дошкольном образовательном учреждении. При заключении соглашения на получение субсидий  каждому субъекту устанавливается предельная стоимость создания одного места. Данный показатель доведён Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства России. Стоимость объектов рассчитывается без учёта индивидуальных особенностей расположения объекта и возможных расходов на благоустройство и коммунальные сети. Однако, считаю очевидным, что ни один объект не может быть сдан без подключения к коммунальным сетям, оснащения и приведения прилегающей территории в надлежащее состояние.

Сегодня есть потребность строительства на селе малокомплектных школ и детских садов на 40, 60 мест. Стоимость строительства таких объектов существенно выше, чем в городе.  Объясняется это отсутствием развитой сети коммуникаций. Кроме того, действующие государственные санитарные  нормы  не делают различий между городским и сельским поселением.   При проектировании детских садов необходимо предусматривать одинаковый набор обязательных помещений.  Это приводит к увеличению сметной стоимости и отражаются на стоимости одного места.  

Стоимость одного места с учётом инфляции также возрастает примерно на 5-10 процентов за год.  Это может привести к невыполнению условий соглашения.

По нашему мнению, применение индекса-дефлятора и дифференцирование стоимости создания одного места  по территориям решит проблему и позволит субъектам выполнить условия соглашения.

Завершая свое выступление, хочу отметить:

Востребованность в увеличении детских садов  вследствие повышения рождаемости – это один из ярких индикаторов развития территории.

Считаю, что заинтересованность государства, регионов в решении проблем доступности дошкольного образования  помогут создать необходимые условия для самых маленьких граждан России.

И в заключение, хотел бы искренне поблагодарить коллег – руководителей законодательных органов за присланную к заседанию информацию по этому вопросу.

Высказанные вами предложения легли в основу решения заседания Ассоциации по вопросу участия регионов Приволжского федерального округа в проекте модернизации региональных систем дошкольного образования.

Возврат к списку