Выступление В.П. Невоструева на XXXIX заседании Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ ПФО 20.06.2014 года
22.06.2014 Проблема доступности и качества детских садов, вынесенная на обсуждение нашего заседания, одна из наиболее острых для россиян.Как показывает статистика обращений граждан в органы власти России, жалобы на отсутствие мест в дошкольных образовательных организациях занимают следующее место после жалоб по поводу Единого государственного экзамена.
В последние два десятилетия в стране сложился существенный дефицит мест в детских садах.
По состоянию на конец 2012 года в целом по России в очереди на получение места в детском саду стояло более полумиллиона семей. В регионах Приволжского федерального округа в детских садах нуждались около 135 тысяч детей в возрасте от полутора до семи лет.
Указом Президента страны от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» перед Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов поставлена задача достижения к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Безусловно, решение такой масштабной задачи потребовало консолидации организационных, управленческих и финансовых ресурсов федерального центра и регионов.
В 2013 году в России стартовал проект по модернизации дошкольного образования. Первым шагом реализации проекта явились мероприятия по созданию нормативной правовой базы.
В субъектах были приняты региональные комплексы мер по модернизации дошкольного образования, так называемые «дорожные карты». В основу их разработки легли прогнозные показатели рождаемости, численности детей.
Была сделана оценка потребности количества мест в детских садах.
В рамках реализации «дорожных карт» в субъектах федерального округа за три года планируется введение более 175 тысяч новых мест.
Своевременно Правительством России принято решение о государственной поддержке модернизации региональных систем дошкольного образования. В прошлом году из федерального бюджета российским регионам направлены субсидии на реализацию мероприятий в размере 50 миллиардов рублей.
Субсидии предоставляются при наличии согласованного с Министерством образования и науки Российской Федерации комплекса мер. В их числе:
обязательство софинансирования из региональных бюджетов мероприятий по строительству и реконструкции зданий детских садов;
наличие мер по поддержке и развитию негосударственного сектора дошкольного образования.
Все регионы округа активно включились в проект по модернизации дошкольного образования.
За первый год реализации проекта субъектами получено более 10 миллиардов рублей субсидий, объём софинанирования из региональных бюджетов составил более 7 миллиардов рублей.
На территории округа вновь построено, реконструировано и возвращено в систему дошкольного образования 1047 объектов. Создано 87 тысяч 760 мест в дошкольных образовательных организациях. Нужно отметить, что наибольшее количество объектов приходится именно на наш Приволжский федеральный округ.
В 2014 году Правительством России решено направить еще 50 миллиардов рублей на реализацию проекта двумя траншами. Субъектами федерального округа первым траншем будет получено более 2 млрд 900 млн. рублей. С учётом софинансирования планируется введение около 18 тысяч мест в дошкольных образовательных организациях.
Теперь об опыте реализации мероприятий по модернизации системы дошкольного образования в Удмуртской Республике.
Система дошкольного образования Удмуртии насчитывает 889 образовательных организаций. В них воспитывается и обучается более 94 тысяч детей.
Следует отметить, что к решению вопросов ликвидации очередности и обеспечения доступности дошкольного образования мы приступили ещё в 2007 году.
Именно в этот период показатели рождаемости в республике резко пошли вверх. Уже несколько лет наблюдается положительный естественный прирост населения. По итогам прошлого года он составил около 2800 человек. В Удмуртии родилось более 22-х тысяч детей.
Согласно новому федеральному закону об образовании дошкольное образование выделено как равноценная и самостоятельная ступень непрерывного образования, как один из главных образовательных ресурсов. А, значит, является предметом заботы государства.
В Удмуртии в решении задачи обеспечения детей дошкольным образованием всегда исходили из позиции преимущественного государственного участия. Была сделана ставка на государственные инвестиции в объекты дошкольного образования, на строительство новых объектов.
В период с 2007 года построено и реконструировано 70 новых детских садов, введено более 12 тысяч мест. На эти цели из республиканского бюджета направлено более 6 миллиардов рублей.
Проведена ревизия всех зданий и помещений дошкольного образования на предмет их целевого использования. Возвращено в систему 19 зданий детских садов. Возврат ещё трёх планируется в ближайшее время.
Это дало ощутимые результаты. Показатель охвата детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием в прошлом году составил 83,9 процента. Нужно отметить, что это лучший показатель среди регионов округа.
Удмуртская Республика включилась в федеральный проект модернизации систем дошкольного образования.
В 2013 году введено 3 361 место для детей дошкольного возраста. Построено и отремонтировано 54 объекта. По итогам прошлого года наша республика вошла в число десяти регионов России, которые лидируют по темпам ввода дошкольных мест.
Новые объекты образования, вы их видите на экране, стали истинным украшением наших городов и сёл.
Отмечу, что в Удмуртии активно используются многофункциональные архитектурные проекты, предусматривающие возможность быстрого и малозатратного перепрофилирования зданий дошкольных учреждений под начальные школы.
Именно эта задача поставлена Президентом нашей страны. Такие комплексы отлично подходят для сельской местности и экономят бюджетные средства. В Удмуртии строительство многофункицональных зданий ведётся уже несколько лет.
Только в прошлом году построено и реконструировано 8 учреждений, имеющих в своём составе детские сады или дошкольные группы.
В их числе начальная общеобразовательная школа-сад в деревне Юдчино Ярского района.
Основная общеобразовательная школа в селе Селычка Якшур-Бодьинского района и другие.
Итогом первого этапа реализации проекта модернизации стало значительное сокращение очерёдности на получение места в дошкольные образовательные организации.
Тем не менее, проблема в республике сохраняется.
На 1 мая текущего года очерёдность детей в возрасте от 3 до 7 лет на получение места составила более 2 тысяч 200 человек.
В текущем году за счет федеральных субсидий и собственных средств в Удмуртии будет введено 2 040 мест, основная часть из которых за счёт строительства новых объектов.
В результате показатель охвата детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием будет доведен до 99,3 процента. Отмечу также, что в республике возросло количество ясельных групп.
Важной частью модернизации системы дошкольного образования стало внедрение электронной формы услуги по приёму заявления, постановке на учёт и зачислению детей в дошкольные учреждения.
Проект по внедрению электронной очереди в детские сады в Удмуртии стартовал в 2011 году. На начальном этапе в проекте участвовало 5 городов республики.
На 1 апреля текущего года электронная очередь введена во всех муниципальных районах и городских округах.
Она интегрирована с федеральным сегментом и формируется на основе информационной системы «Электронный детский сад».
Внедрение такой системы позволяет видеть общую картину по решению проблемы дефицита мест, а также будет способствовать повышению информационной открытости и прозрачности деятельности органов управления образованием.
Повышению охвата детей дошкольным образованием также способствует применение вариативных форм дошкольного образования, таких как группы кратковременного пребывания детей, группы присмотра и ухода, семейный детский сад.
На сегодня в республике на базе образовательных организаций функционирует 52 группы кратковременного пребывания с общим количеством воспитанников порядка четырехсот человек.
В качестве одного из важных ресурсов развития системы дошкольного образования мы рассматриваем развитие его негосударственного сектора. Сегодня в России для этого сформирована необходимая нормативная правовая база. Юридические лица независимо от их организационной правовой формы могут вести деятельность по программам дошкольного образования в качестве либо основного, либо дополнительного вида деятельности. Индивидуальные предприниматели уравнены в правах и ответственности с организациями, ведущими образовательную деятельность.
Вступившие в силу новые санитарные правила серьёзно упростили доступ новых участников в систему дошкольного образования.
И, наконец, с начала текущего года частным детским садам предоставлена возможность получать финансовые средства на реализацию образовательных программ из бюджета субъекта.
4 июня Президент страны подписал федеральный закон, в соответствии с которым освобождается от налога на добавленную стоимость реализация услуг по присмотру и уходу за детьми в организациях дошкольного образования.
Предприниматели, которые занимаются социальными проектами, отмечают, что фактически те ограничения, которые были связаны с «новыми» санитарными правилами на сегодня сняты. Основным ограничительным фактором предприниматели назвали высокую стоимость кредитов для развития бизнеса в данной сфере.
В Удмуртии на начало 2014 года 30 индивидуальных предпринимателей оказывали услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.
Востребованы услуги негосударственного дошкольного учреждения детский сад «Весёлый светлячок» - первого частного учреждения, открытого в Удмуртии в 2010 году.
В субъектах федерального округа нарабатывается положительный опыт поддержки и развития вариативных форм и негосударственного сектора дошкольного образования. Приведу некоторые примеры.
В Самарской области успешно реализуется проект создания системы инновационных дошкольных учреждений «Билдинг-Садов» путем проектирования дошкольного образовательного учреждения по типовому проекту, а также организации в новостройках на первых этажах отдельных помещений под организацию частных детских садов. Проект получил поддержку на федеральном уровне и вошел в модельную программу Федерального агентства стратегических инициатив по развитию негосударственного сектора дошкольного образования в субъектах России.
В Саратовской, Ульяновской областях проводится работа по внедрению проекта «Билдинг–сад».
Следует отметить успешный опыт субъектов округа по строительству детских объектов в рамках государственно-частного партнёрства с представителями социально-активного бизнеса, такими как «Российские железные дороги», «Роснефть», корпорация «Авиакор».
Заслуживает внимания проект, который реализуется в Пензенской области и Пермском крае – «Выездной воспитатель» - его целью является обеспечение доступности дошкольного образования для детей, проживающих в отдаленных территориях и не имеющих возможности получать услугу дошкольного образования.
В Республике Марий Эл некоммерческим организациям, реализующим программу дошкольного образования, предоставляются в безвозмездное пользование объекты имущества государственной казны на условиях проведения реконструкции.
Считаю: нам необходимо активнее перенимать положительный опыт регионов федерального округа в реализации программ модернизации дошкольного образования и внедрять его у себя.
Вместе с тем, в субъектах отмечают достаточно низкую заинтересованность частного бизнеса в оказании услуг дошкольного образования.
В развитии негосударственного сектора нам предстоит кропотливая работа по привлечению инвесторов, изысканию кадровых ресурсов и перестройке мышления родителей и общества в целом. Задачи эти ориентированы на долгосрочную перспективу, они не решаются одномоментно.
Решение проблемы мы видим в реализации комплекса мер по развитию негосударственного сектора: формированию системы финансовой, имущественной, налоговой, кадровой, научно-методической и информационной поддержки, созданию условий для стимулирования его деятельности.
Действенной формой поддержки является субсидирование реализации социально-значимых проектов некоммерческих организаций. В 2013 году победителем республиканского конкурса социально-значимых проектов и получателем субсидии стало негосударственное образовательное учреждение Центр раннего развития «Школа-Кроха» в городе Ижевске. Он успешно реализует проект «Сенсорная комната» для детей с особыми потребностями в образовании.
Создавая новые места в системе дошкольного образования нельзя забывать о его качестве. Впервые утверждён федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Его реализация позволит обеспечить равные условия получения качественного дошкольного образования для каждого ребенка вне зависимости от вида организации, режима функционирования и формы собственности.
С начала текущего года в Удмуртии начата работа по введению образовательного стандарта дошкольного образования. Прорабатываются вопросы нормативного, финансово-экономического, организационного, кадрового обеспечения деятельности детских садов.
Во всех муниципальных образованиях и образовательных организациях приняты планы-графики введения образовательного стандарта.
Уже сегодня опытом введения образовательного стандарта делятся 7 республиканских и 8 муниципальных экспериментальных (инновационных) площадок. С начала учебного года начнут функционировать 4 стажировочные площадки для педагогов и руководителей учреждений дошкольного образования.
По итогам социологического исследования, проведенного в детских дошкольных организациях республики, 85 процентов педагогических коллективов убеждены, что этот стандарт необходим и будет успешно внедряться. Это же исследование показало, что наиболее актуальной проблемой является кадровый вопрос.
В рамках подготовки к заседанию Ассоциации в Государственном Совете республики была проведена дискуссионная площадка по проблемам и перспективам развития дошкольного образования. Более двухсот представителей сферы дошкольного образования – руководителей дошкольных организаций, педагогов, представителей общественности, родительского сообщества участвовали в дискуссии. Наиболее остро была обозначена проблема обеспечения квалифицированными кадрами.
В системе дошкольного образования республики сегодня занято более 9 тысяч педагогических работников. Растет уровень квалификации специалистов, доля педагогов, имеющих высшее образование. Вместе с тем вызывает беспокойство проблема старения кадров – практически четверть педагогов – это люди старше 50 лет, тогда как молодые специалисты составляют лишь 19%.
Кроме того, в детских садах необходимы не только квалифицированные воспитатели, но инструкторы по физической культуре, педагоги-психологи, учителя – дефектологи и другие специалисты.
Вместе с тем, штатные нормативы комплектования дошкольных образовательных организаций на федеральном уровне отсутствуют. Каждый субъект индивидуально решает: какие штатные единицы вводить в каждом детском саду.
Отсутствие унифицированных штатных нормативов на дошкольные образовательные организации с учётом комплектности не позволяет обеспечить реализацию основных идей государственного стандарта дошкольного образования: обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного образования и сохранение единства образовательного пространства государства.
Считаю необходимым обратиться к Министерству образования и науки России с данной проблемой и предложить разработать унифицированные штатные нормативы.
Повышение престижа работников сферы дошкольного образования связано также с повышением заработной платы. Не случайно, одним из показателей оценки эффективности модернизации в сфере дошкольного образования является доведение средней заработной платы педагогических работников дошкольного образования до уровня средней заработной платы в сфере общего образования.
Средняя заработная плата педагогом дошкольных организаций в Удмуртии в 2013 году составила 17 тысяч 315 рублей. Это выше средней заработной платы в сфере общего образования.
Мы находимся в постоянном поиске новых форм поддержки педагогических кадров и закрепления молодых специалистов на местах. В 2011 году зародилась идея по содействию учителям и воспитателям детских садов в решении вопросов получения жилья на льготных основаниях. Инициатором проекта стал Президент России Владимир Путин. Удмуртия поддержала инициативу главы государства, разработав проект «Учительский дом».
В июле 2013 года в ижевском микрорайоне «Столичный, введён в строй первый в России «Учительский дом» для ста семей педагогов республики, 33 из которых работники дошкольного образования.
Для привлечения молодых специалистов на село в новом региональном законе об образовании предусмотрены единовременные денежные выплаты выпускникам учебных заведений за каждый полный год работы в сельских образовательных организациях, в том числе дошкольных: за первый год – 40 тысяч рублей, за второй – 60, за третий - 80 тысяч рублей.
Решая задачу достижения к 2016 году 100 процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, необходимо уже сейчас проработать на перспективу мероприятия по реализации следующего этапа модернизации дошкольного образования - обеспечение доступности мест для детей младшего дошкольного возраста до 3 лет.
Положения нового федерального закона об образовании гарантируют гражданам нашей страны получение дошкольного образования по достижении детьми возраста двух месяцев.
Очевидно, что реализация следующего этапа также потребует консолидации ресурсов федерального и регионального уровней.
Считаю целесообразным обратиться к федеральному Правительству с предложением проработать вопрос о дополнительном финансировании мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования с учётом итогов анализа ситуации, сложившейся в субъектах Российской Федерации.
Отдельно хочу остановиться на некоторых проблемах, с которыми в Удмуртской Республике столкнулись, выполняя условия соглашения на получение федеральной субсидии.
Стоимость создания одного места в дошкольном образовательном учреждении. При заключении соглашения на получение субсидий каждому субъекту устанавливается предельная стоимость создания одного места. Данный показатель доведён Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства России. Стоимость объектов рассчитывается без учёта индивидуальных особенностей расположения объекта и возможных расходов на благоустройство и коммунальные сети. Однако, считаю очевидным, что ни один объект не может быть сдан без подключения к коммунальным сетям, оснащения и приведения прилегающей территории в надлежащее состояние.
Сегодня есть потребность строительства на селе малокомплектных школ и детских садов на 40, 60 мест. Стоимость строительства таких объектов существенно выше, чем в городе. Объясняется это отсутствием развитой сети коммуникаций. Кроме того, действующие государственные санитарные нормы не делают различий между городским и сельским поселением. При проектировании детских садов необходимо предусматривать одинаковый набор обязательных помещений. Это приводит к увеличению сметной стоимости и отражаются на стоимости одного места.
Стоимость одного места с учётом инфляции также возрастает примерно на 5-10 процентов за год. Это может привести к невыполнению условий соглашения.
По нашему мнению, применение индекса-дефлятора и дифференцирование стоимости создания одного места по территориям решит проблему и позволит субъектам выполнить условия соглашения.
Завершая свое выступление, хочу отметить:
Востребованность в увеличении детских садов вследствие повышения рождаемости – это один из ярких индикаторов развития территории.
Считаю, что заинтересованность государства, регионов в решении проблем доступности дошкольного образования помогут создать необходимые условия для самых маленьких граждан России.
И в заключение, хотел бы искренне поблагодарить коллег – руководителей законодательных органов за присланную к заседанию информацию по этому вопросу.
Высказанные вами предложения легли в основу решения заседания Ассоциации по вопросу участия регионов Приволжского федерального округа в проекте модернизации региональных систем дошкольного образования.