Версия для слабовидящих
Выступление В.П. Невоструева на торжественном мероприятии, посвященном 20-летию Госсовета УР 26 марта 2015 года

Выступление В.П. Невоструева на торжественном мероприятии, посвященном 20-летию Госсовета УР 26 марта 2015 года

01.04.2015
Выступление
                                                                                      Председателя Государственного Совета
                                                                                      Удмуртской Республики В.П. Невоструева
                                                                                      на торжественном мероприятии, посвященном
                                                                                      20-летию Государственного Совета
                                                                                      26 марта 2015 года.


Зечбуресь, гажано эшъёс!
Добрый день!
Уважаемый Александр Васильевич!
Уважаемый Олег Владимирович!
Уважаемые депутаты!
Дорогие гости!

Сегодня нашему законодательному органу исполняется 20 лет.
26 марта 1995 года состоялись выборы депутатов Государственного Совета первого созыва.
От имени парламентариев действующего состава я приветствую и благодарю всех, кто отозвался на приглашение принять участие в торжественном мероприятии, посвящённом 20-летию законодательного органа.
За два десятилетия работы Государственного Совета депутатами всех созывов проделана большая работа по созданию правовой базы для повышения качества жизни людей.
Действующий сегодня парламент и институт парламентаризма начали определяться в начале 90-х годов прошлого столетия. Тогда же начали закладываться конституционные основы современной системы законодательства.
Верховный Совет 12-го созыва во главе с Валентином Кузьмичом Тубыловым 20 сентября 1990 года принял Декларацию о государственном суверенитете Удмуртской Республики – документ, сыгравший в целом определяющую роль в последующем государственном обустройстве нашего региона.
Декларация стала основой для разработки современной Конституции Удмуртии, заложила начало процессу новых отношений с федеральным центром.
Основной Закон республики, принятый 7 декабря 1994 года, провозгласил Государственный Совет — постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Удмуртии.
Выборы первого состава Государственного Совета проходили при высокой политической активности. Показателен тот факт, что в среднем в каждом избирательном округе на депутатский мандат было по 7 претендентов. А в ряде округов Ижевска конкуренция была ещё острее – за место в парламенте боролись до 16 человек.
Подобной активности в выдвижении кандидатов в депутаты региональных парламентов не было тогда практически ни в одном субъекте Российской Федерации.
19 апреля 1995 года Председателем Государственного Совета первого созыва был избран Александр Александрович Волков. Он также стал высшим должностным лицом Удмуртской Республики.
Первый созыв действовал в обстановке глубокого экономического и политического кризиса, крайнего ослабления правовых, политических и экономических структур. В то непростое время в республике предпринимались энергичные самостоятельные шаги по поддержанию стабильности в обществе, сохранению ключевых отраслей экономики, созданию оптимальных условий для жизни населения. Это был сложный, но в то же время продуктивный период становления нового парламента.
Большим шагом в развитии федеративных отношений является подписание в октябре 1995 года в Москве Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Удмуртской Республики. Этот договор стал первым документом, подписанным в Кремле на двух языках – русском и удмуртском.
Депутатами первого созыва были заложены основы региональной законодательной базы, созданы правовые механизмы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Сформирована нормативно-правовая база для перехода отраслей экономики на новые формы хозяйственно-экономических отношений и приняты меры по социальной защите населения в переходный период.
Некоторые наши законы были уникальными, новаторскими, по сути, результативно работавшими долгие годы: о промышленной политике, о поддержке малого предпринимательства, о торговле, о стимулировании инвестиционной деятельности и другие.
Сегодня хочу поблагодарить депутатов первого созыва за умение находить компромиссные решения. Заметный вклад в развитие регионального законодательства внесли депутаты Агашин Владимир Иванович, Андреева Светлана Ивановна, Ерёменко Алла Васильевна, Коняшин Владимир Яковлевич, Красильников Алексей Геннадьевич, Пономарев Владимир Алексеевич, Сапожников Николай Иванович, Семенов Юрий Валерианович, Соловьев Виталий Александрович и многие другие.
В Государственном Совете в то время работали три фракции: "Удмуртия", "Экономическое развитие" и сельская фракция. Кроме того, было одно депутатское объединение - "Трудовая Удмуртия".
Депутаты первого созыва сыграли важную роль в становлении государственности республики, в обретении ею своего лица и своего места в составе Российской Федерации.

Особая роль в судьбе Удмуртии была отведена и второму созыву Государственного Совета. Принят закон «О Президенте Удмуртской Республики». Президент стал главой республики и гарантом её высокого статуса.
В условиях укрепления полномочий высшего должностного лица региона Государственному Совету предстояло стать эффективным парламентом, адекватно реагирующим на происходящие изменения как внутри республики, так и на федеральном уровне.
Государственный Совет второго созыва успешно решал острые социальные проблемы, совершенствовал налоговую систему, механизмы эффективного управления государственной собственностью. Большое внимание уделялось развитию сельского хозяйства.
В ноябре 2000 года Председателем Государственного Совета второго созыва становится Игорь Николаевич Семенов. Депутатам этого состава принадлежит решающая роль в принятии парламентом ряда законов, направленных на укрепление государственности Удмуртской Республики. Закреплены законом наши государственные символы – Государственный Герб, Государственный флаг и Государственный гимн.
Принят закон «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики», заложивший основу для сохранения и развития языков народов, проживающих в нашем многонациональном крае. Удмуртскому языку, наряду с русским, как государственному языку, обеспечена социальная, юридическая и финансовая поддержка государства.
Во втором созыве действовали две депутатские фракции - "Единство", "Промышленники и предприниматели", и два депутатских объединения – «Аграрии и горожане» и "Коммунисты Удмуртии".

Продолжая законодательный процесс, депутаты Государственного Совета третьего созыва работали над развитием и совершенствованием регионального законодательства во всех сферах государственной и социально-экономической жизни республики.
Этим составом парламента создана нормативная правовая база для становления и развития местного самоуправления. Двухуровневая система самоуправления в Удмуртии стала фактом.
Сформирована законодательная база для практической реализации выдвинутых Президентом России приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства, жилищного строительства.
Депутаты третьего созыва создали прочную законодательную основу для реализации эффективной государственной политики, направленной на поддержку семьи, материнства и детства.
В эти годы формируются и получают развитие новые институты гражданского общества: Общественная палата и Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике. Оба этих института возглавили люди с большим парламентским опытом. Первым руководителем Общественной палаты стал Кудинов Валентин Иванович. Десять лет Уполномоченным по правам человека успешно работал Кокорин Михаил Константинович.
В практику Госсовета вошло широкое привлечение к законотворческому процессу руководителей органов местного самоуправления, специалистов различных отраслей социальной сферы, представителей предпринимательских структур и общественности.
Повышение открытости, гласности, прозрачности и сотрудничества в законотворческой деятельности было главным в деятельности Государственного Совета третьего созыва.

В декабре 2007 года впервые в истории четвертый состав Государственного Совета формировался по смешанной системе. 50 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам, ещё 50 – по партийным спискам.
Председателем Государственного Совета был избран Александр Васильевич Соловьев.
В этом созыве, в отличие от предыдущих, все фракции формировались на партийной основе. Это "Единая Россия", "Справедливая Россия", "ЛДПР" и "КПРФ".
Государственный Совет четвертого созыва сосредоточил свои усилия на законодательном обеспечении социального развития, роста экономики, как основы повышения благосостояния граждан.
Наряду с использованием богатого законотворческого опыта предшественников, в четвертом созыве успешно внедрены новые формы парламентской деятельности. Регулярными стали выездные заседания Президиума. В постоянном режиме осуществлялся контроль за правоприменительной практикой. Новой действенной формой реализации контрольных полномочий стало проведение «правительственного часа» на сессиях Государственного Совета.
Большое внимание уделялось укреплению взаимодействия с федеральными органами государственной власти, развитию межпарламентских связей. Начал работу Молодёжный парламент при Государственном Совете.
Депутатами четвертого созыва внесены изменения в Конституцию Удмуртии, в соответствии с которыми высшее должностное лицо стало именоваться Главой Удмуртской Республики. Принят также закон «О выборах Главы Удмуртской Республики». Таким образом Государственный Совет четвертого созыва стал гарантом проведения выборов Главы нашей республики непосредственным волеизъявлением граждан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права.

Уважаемые коллеги!
Сегодня работает уже пятый состав Государственного Совета. В действующем созыве много опытных руководителей производства и социальной сферы, профессионалов своего дела. Половина из них работала в предыдущем созыве и хорошо знает все тонкости законотворческого процесса. А это значит, мы сохраняем преемственность.
Предметом особого законотворческого внимания депутатов стали актуальные задачи социальной защиты населения, модернизации сфер здравоохранения и образования. Много внимания уделялось решению задач поддержки реального сектора экономики, повышения его конкурентоспособности, укрепления собственной доходной базы бюджета республики.
Получила дальнейшее развитие законодательная база в сфере государственного строительства, местного самоуправления. Большое внимание уделено совершенствованию выборного законодательства.
На первый план вынесены вопросы качества и эффективности законотворческого процесса, обеспечения действенного контроля за реализацией законов. В практику работы включена новая форма взаимодействия – проведение Дней Государственного Совета в муниципальных образованиях. Действует Совет непарламентских партий.
В Государственном Совете пятого созыва мы начали проводить парламентские уроки со студентами первых курсов высших учебных заведений, уроки мужества со школьниками.
В прошедшем году впервые вручены премии Государственного Совета студентам высших учебных заведений.
Совершенствуя работу с избирателями, Государственный Совет пятого созыва совместно с Главой Удмуртской Республики и Правительством нашли формулу обеспечения реализации депутатами первоочередных наказов избирателей. Это заметно повышает вес народных избранников в глазах населения. Способствует росту гражданской активности самих жителей.

Каков же главный итог 20-летней деятельности Государственного Совета?
Считаю, главное – за эти годы создана современная законодательная база для решения задач социально-экономического развития республики в самых разных сферах.
Мы полностью используем возможности правового регулирования, которыми обладает субъект Федерации.
За два десятка лет принято более тысячи двухсот законов, из которых более 500 – базовые. Две трети из них действуют и сегодня.
Конечно, достигнутые результаты стали возможны благодаря сложившимся формам тесного взаимодействия парламента с исполнительной властью.
Слова глубокого уважения и признательности Главе республики Александру Васильевичу Соловьеву за внимательную и конструктивную работу с депутатским корпусом, стремление максимально учитывать интересы жителей Удмуртии.

Искренние слова благодарности в адрес всех, кому довелось за эти годы трудиться в статусе народного избранника. За все пять созывов депутатами Государственного Совета были 347 человек. Многие работали не один созыв. Такое доверие избирателей – это знак признания ваших высоких деловых и человеческих качеств.
К сожалению, не все депутаты Государственного Совета дожили до сегодняшнего дня. Мы с благодарностью вспоминаем Владимира Ивановича Агашина, Алексея Геннадьевича Красильникова, Даниила Ефимовича Белоголовкина, Алексея Леонидовича и Павла Леонидовича Титовых и других, внесших заметный вклад в развитие Удмуртии. За 20 лет ушли из жизни 30 депутатов. Их имена навечно вписаны в историю нашей республики.
Самых добрых и теплых слов заслуживают депутаты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представляющие Удмуртию, за большую продуктивную работу по продвижению интересов нашей республики на федеральном уровне.
Позвольте сердечно поблагодарить также наших коллег - законодателей из других субъектов Российской Федерации, с которыми мы на протяжении двух десятилетий сообща решали общие проблемы.
Хочу поблагодарить также руководителей органов исполнительной власти республики, органов местного самоуправления, федеральных структур за вклад в работу парламента Удмуртии, внимание к депутатам. Отдельное спасибо представителям средств массовой информации за объективное освещение деятельности Государственного Совета.
Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

Уважаемые коллеги!
Главный смысл нашей деятельности - благополучие жителей Удмуртии. За два десятилетия работы республиканского парламента создана серьёзная, надёжная законодательная база, регулирующая самые разные стороны развития региона, накоплен огромный опыт. Это стало основой укрепления политической и социальной стабильности в республике, устойчивого развития экономики, укрепления межнациональных отношений.
Уверен, что Государственный Совет и в дальнейшем будет успешно вести законотворческую деятельность, отстаивая интересы своих избирателей.
От всей души поздравляю вас с юбилеем нашего законодательного органа. Желаю весомых достижений во всех делах и начинаниях, удовлетворения от сделанного, здоровья и счастья!

Возврат к списку