Версия для слабовидящих
Выступление В.П. Невоструева на заседании Совета законодателей в г.Санкт-Петербурге 27 апреля 2015 года

Выступление В.П. Невоструева на заседании Совета законодателей в г.Санкт-Петербурге 27 апреля 2015 года

06.07.2015
Уважаемые коллеги!
В своём выступлении я сделаю краткий обзор проблем и озвучу предложения по совершенствованию работы.
Система организации сбора и вывоза отходов в Удмуртской Республике, как и в целом в Российской Федерации, до настоящего времени относилась к полномочиям местных органов власти.
Как и для многих субъектов основной проблемой в её осуществлении являлось недостаточность финансовых средств у местных органов. И, как следствие, отсутствие во многих районах республики обустроенных санкционированных мест размещения отходов. Мусор в значительных объемах сегодня просто складируется на территориях, образуются несанкционированные свалки. Проблема роста таких свалок, захламления мусором является одной из самых актуальных экологических проблем в Удмуртии.
С 2011 года деятельность по сбору, транспортированию и утилизации была исключена из лицензируемых видов деятельности. В результате возросло количество перевозчиков отходов, зачастую недобросовестных – даже не обладающих спецтехникой.
Государственный Совет Удмуртской Республики неоднократно выходил с законодательными инициативами на федеральный уровень, в том числе по восстановлению лицензирования этого вида деятельности. Ещё одна законодательная инициатива была направлена на то, чтобы обязать домовладельцев обеспечивать вывоз отходов путем заключения договора.
Наши предложения были услышаны.
С 1 января 2016 года вступают в силу положения Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации…».
Полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию и захоронению твердых коммунальных отходов с уровня органов местного самоуправления переданы на уровень субъектов Российской Федерации.
Вводится институт региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. На них возлагается ответственность за организацию сбора отходов от населения. Также вводится новый вид неналогового дохода федерального бюджета в виде экологического сбора.
Кроме того, в связи с изменениями в Жилищном кодексе Российской Федерации введена обязанность собственников жилых домов обеспечивать вывоз отходов путем заключения договора с региональным оператором.
В Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" внесены изменения в части лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов I - IV классов опасности.
Внесенные в федеральное законодательство изменения продуманы с точки зрения организации системы сбора и вывоза отходов, а также подкреплены финансовыми механизмами.
Средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора, будут расходоваться посредством государственных программ Российской Федерации в форме предоставления субсидий регионам на софинансирование региональных программ и территориальных схем обращения с отходами.
Таким образом, условием предоставления субсидии субъекту является наличие утвержденной региональной программы в области обращения с отходами и территориальной схемы обращения с отходами.
В Удмуртской Республике проекты этих двух документов разработаны. Но для согласования региональных программ Правительством Российской Федерации должен быть назначен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Кроме того должны быть разработаны Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, а также Порядок проведения конкурсного отбора региональных операторов.
На сегодняшний день указанные нормативные документы Правительством Российской Федерации не утверждены, что не позволяет субъектам принять свою региональную нормативную базу.
Пока не очень понятна система сбора и распределения средств экологического сбора: с каких товаров он будет взиматься, в каком количестве, как будут оформляться межбюджетные отношения между Российской Федерацией и субъектами, на какой объем средств должна ориентироваться республика при подготовке региональной программы.

В связи с этим вношу предложение обратиться к Правительству Российской Федерации ускорить подготовку и утверждение нормативных подзаконных актов, в частности:
а) утвердить Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами;
б) утвердить Порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных сумм этого сбора);
в) утвердить Порядок проведения конкурсного отбора региональных операторов по обращению с отходами;
г) определить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по согласованию региональных программ в области обращения с отходами.

Утверждение вышеназванных нормативных документов позволит систематизировать работу по организации сбора, вывоза и утилизации отходов.
Спасибо за внимание!

Возврат к списку